Mikkeller: «В Минске мы прочувствовали атмосферу настоящего гостеприимства»

На прошлой неделе в Минске высадился представительный датский десант: главный пивовар и владелец Mikkeller Миккель Борг Бьёргсё, e-commerce менеджер пивоварни Франк Петерсен, а также глава Mikkeller Running Club Сёрен Рунге. Журналист Pivo.by поговорил с ними о сочетании пива и спорта, перспективах безалкогольного пива и отношении к хейтерам.

— Как вам пришла идея посетить Беларусь? Кто пригласил вас?

Франк Петерсен: Мы познакомились с ребятами из пивоварен Midnight Project и Selfmade Brewery на открытии бара Mikkeller в Варшаве. Позже мы списались, обсудили несколько вопросов и пообещали друг другу оставаться на связи. Чуть позже Саша Громов (пивовар Selfmade Brewery — прим. ред.) приезжал к нам в Копенгаген на фестиваль и угощал несколькими сортами пива собственного производства. Пиво нам понравилось, поэтому мы с удовольствием согласились на коллаборацию и ответный визит.

Миккель Борг Бьёргсё: Я варил пиво во многих странах. Сейчас их уже порядка 40, но точно подсчитать сложно. К месту будет упомянуть, что именно мы одни из первых поучаствовали в коллаборации в далёком 2007 году. Сейчас же я предпочитаю посещаться места и варить пиво в странах, которые не пользуются большой популярностью на крафтовой арене. Например, никто их моих друзей из других пивоваренных компаний не посещал Беларусь с целью совместной варки :)

— Я знаю, что вчерашний день был очень насыщенным с точки зрения культурной программы. Каковы ваши впечатления?

Сёрен Рунге: Это было невероятно. Мы побывали на идеальном семейном застолье у Алексея Фадеенко (пивовар Midnight Project — прим. ред.). Как мне сказали, это традиционный ужин, на который зовут дорогих гостей. Если бы мы хотели организовать подобную встречу в Дании, с большой вероятностью мы бы пошли в ресторан, так как в нашей культуре не принято знакомить гостей с родителями. Тот факт, что мы оказались в семейном доме, прочувствовали атмосферу настоящего гостеприимства и насладились вкусной едой, очень важен для нас, и мы благодарны за столь тёплый приём. После ужина мы отправились в центр города и посетили бар «Центральный». Это было незабываемо. Мы хотели окунуться в атмосферу старых советских баров, и получили именно те эмоции, которых ожидали.

Франк Петерсен: Да, это было очень впечатляюще. У нас даже близко так не принимают гостей в Дании.

Миккель Борг Бьёргсё: Это именно то, на что мы рассчитываем, когда приезжаем в новую для нас страну. Мы могли бы сидеть целый день в отеле, выехав только один раз на саму варку пива. Но мы хотим познакомиться с местными жителями, с атмосферой города и, естественно, посетить максимально аутентичные места и попробовать традиционную еду и напитки.

— Как вам, кстати, драники? Говорят, вам очень понравилось.

Франк Петерсен: Да, они очень хороши.

Миккель Борг Бьёргсё: Да-да, было очень вкусно. Мы слышали, что вы часто едите картошку в различных формах, но никогда не представляли себе, что это будет настолько вкусно.

— Успели ли вы попробовать белорусское пиво? Если да, то что вы о нём думаете?

Миккель Борг Бьёргсё: Я не очень-то помню вчерашний день :)

Сёрен Рунге: Мы точно пробовали крепкий белорусский алкоголь (старка и самогон — прим. ред.). Отличные напитки, кстати.

Миккель Борг Бьёргсё: Чуть позже в баре BeerCap мы попробовали несколько сортов с крана, но не уверен, что они были от белорусских пивоварен. Сегодня, в процессе варки, Саша (Александр Жданович — пивовар Hops — прим. ред.) угощал нас пивом, которое варит, и я могу с уверенностью сказать, что это отличные представители стиля. Пшеничное пиво сварено идеально — всё так, как и должно быть. Это для меня, как для пивовара, показатель, ведь делать пшеничное пиво и лагеры со стабильным качеством очень сложно.

— Вы участвовали в большом количестве коллабораций. Какая из них была самой необычной и запоминающейся?

Миккель Борг Бьёргсё: С уверенностью могу сказать, что это был Бутан. Варка происходила на пивоварне, которая находится на высоте 2 500 метров над уровнем моря. В саму страну очень сложно попасть, менее 100 человек в год могут получить рабочую визу. Этот опыт был незабываем, и мы очень рады, что у нас всё получилось.

— Пиво в каком стиле вы варите сегодня?

Франк Петерсен: Мы вдохновились старым советским рецептом пива «Жигулёвское» и решили попробовать осовременить этот рецепт на некоторых стадиях. Саша Громов занимался поиском исторического рецепта в библиотеках Москвы и вместе с ребятами попытался переосмыслить его. Само пиво будет сварено, в том числе, с использованием украинского хмеля и белорусского солода. Это будет локальное пиво, свойственное для жителей этого региона.

Миккель Борг Бьёргсё: Да, это именно то, чего мы хотим, когда приезжаем на коллаборации. Мы могли бы сварить Double IPA или модный сейчас Hazy Double IPA, но мы можем сделать это и на собственной пивоварне в Сан-Диего. Мы и приехали в Беларусь, чтобы совместными усилиями сварить пиво, у которого есть история и свой след в культуре. Плюс ко всему это весело, а это важный аспект любой совместной варки.

— В прошлом году на фестивале MBCC впервые участвовала российская пивоварня. Возможно, вы захотите позвать ребят из Беларуси и России в качестве участников в этом году?

Миккель Борг Бьёргсё: Да, надеюсь, у Midnight Project и Selfmade Brewery получится приехать. Это было бы очень круто. Мы уже пригласили их.

— Помимо пивных коллабораций, вы делали несколько совместных проектов с различными музыкантами: Rick Astley, The National, Mastodon. Какой стиль музыки вы сами предпочитаете, и слушаете ли вы музыку, когда варите пиво?

Миккель Борг Бьёргсё: Да, музыка — это неотъемлемая часть жизни нашей команды. В нашей штаб-квартире вы можете услышать различных исполнителей. Мы периодически устраиваем мини-концерты в нашем офисе, ну и не стоит забывать, что на нашем фестивале всегда есть музыкальное сопровождение. Что касается вопроса о музыкальных предпочтениях, я никогда не понимал, как правильно ответить на него. Для меня это равнозначно вопросу о любимом сорте пива. Это всегда зависит от настроения. Иногда я слушаю Рика, иногда группу The National, бывает также, что мне хочется насладиться творчеством Mastodon.

— Это всё такая разная музыка.

Миккель Борг Бьёргсё: Да, именно. Та же самая ситуация и с крафтовым пивом. В последние годы вариантов стало так много, что каждый может найти что-то на свой вкус. Ничего не мешает вам пить то, что нравится, и это, как мне кажется, очень важно.

— Как вы можете объяснить такой успех Mikkeller Running Club? Ведь многие люди думают, что пиво и спорт несовместимы.

Сёрен Рунге: Я думаю, успех в том, что мы взяли всё то, что любят люди и объединили в одно целое. Все знают, что если человек будет пить только пиво и параллельно не заниматься никаким спортом, то, скорее всего, его тело потеряет форму в какой-то момент. Чтобы этого не допустить, необходимо нагружать себя физической активностью. Многие спортсмены, будь то хоккеисты, баскетболисты или футболисты, могут позволить себе бутылочку после игры, для того чтобы расслабиться. Именно этот подход мы и взяли на вооружение, когда придумали MRC. Также я считаю, что мы разрушаем стереотипы с помощью нашего сообщества. Люди думают, что спортсмены — это очень серьёзные люди, которые не позволяют себе лишнего в плане калорий, пьют только воду и так далее. Но ведь умеренное потребление пива не навредит вашему здоровью, а в какой-то степени даже поможет организму восстановиться. И я надеюсь, что большинство участников нашего клуба разделяют эту точку зрения и придерживаются её. Я знаю, что в Минске также есть филиал, и мы с удовольствием встретимся с ними сегодня и пробежим бок о бок, тем более, что в этом году они выиграли в номинации на лучший клуб MRC в мире. Они проделали фантастическую работу и по праву получили эту награду.

Миккель Борг Бьёргсё: Сколько всего уже филиалов MRC в мире?

Сёрен Рунге: 225 и мы постоянно растём. Это не может не радовать и не впечатлять.

— Недавно стало известно, что вы совместно с Femmes Régionales вы выпустили линию спортивной одежды. В будущем вы планируете ещё какие-нибудь совместные проекты в отраслях, не связанных напрямую с пивом?

Миккель Борг Бьёргсё: Когда мы делаем подобные коллаборации, мы осознаём, что на рынке есть спрос и мы можем его удовлетворить. Как основатели бегового клуба, мы понимали, что многие участники носят спортивную одежду. Однако, мы часто слышали, что некоторые не могут найти то, что им нравится: иногда из-за цены, а иногда из-за нестандартных размеров. Мы обсудили эту проблему и пришли к выводу, что мы можем заняться этим самостоятельно. Такая логика применима к любой новой для нас сфере. Например, мы руководствуемся ей, когда открываем новые рестораны или бары. Я абсолютно уверен, что если мы встретимся с вами через пять лет, то сможем обсудить новые, надеюсь, качественные коллаборации с различными брендами и производителями. Плюс ко всему, это очень увлекательный и творческий процесс создания чего-то нового, и мне очень нравится заниматься этим.

— На данный момент вы являетесь владельцем сразу нескольких пивоварен: в городе Сан-Диего, в Нью-Йорке и Копенгагене. Вы контролируете все процессы производства и принимаете участие в составлении рецептов будущего пива?

Миккель Борг Бьёргсё: Да, безусловно. Каждый рецепт, который планируются, лично одобрен мной. Мне не обязательно присутствовать на самом производстве каждый день, так как у меня работают отличные пивовары, которые знают, как и что делать.

— Если заглянуть в Untappd, то в нем числится более тысячи сортов, сваренных под брендом Mikkeller. Точное ли это количество и, может быть, вы считали сколько сортов вышло за вашим авторством за более чем 10 лет?

Миккель Борг Бьёргсё: Мне кажется, самым правильным будет заглянуть на RateBeer в профиль нашей пивоварни. Учитывая тот факт, что мы начали производить пиво очень давно, многие сорта могут быть утеряны. На мой взгляд, их точно около тысячи, однако, далеко не все они были в свободной продаже или же были разлиты в тару. Но я точно могу сказать, что у нас есть архив из 500–600 пивных этикеток собственного пива. Самая прекрасная часть нашей работы — это постоянное развитие, участие в различных коллаборациях, варки воссозданных нами сортов пива и в целом продвижение пивной культуры в массы.

— Какая часть вашего пива варится на пивоварне De Proefbrouwerij в Бельгии? Может быть у вас есть и другие арендные мощности?

Миккель Борг Бьёргсё: De Proefbrouwerij играет очень большую и важную роль. На их производстве мы варим большинство сортов, которые затем продаются в Европе и Северной Америке. В США у нас есть две собственные пивоварни, также у нас есть арендные мощности в Норвегии, Бельгии, Сербии, Южной Африке, на Фарерских островах и даже в Гонконге. В основном эти производства мы используем для варки пива для локальных рынков. Очень часто это один или два сорта, сваренные в небольшом объёме, которые мы затем дистрибутируем во все уголки страны. Мы используем мощности в этих странах из-за того, что так намного легче выстраивать логистику.

— Что для вас пиво сегодня? Это бизнес, стиль жизни, хобби?

Миккель Борг Бьёргсё: Очевидно, что для нас это в большей степени стало бизнесом. Однако, нам хочется верить, что для наших потребителей мы стали больше, чем пивной бренд. У нас есть бары, рестораны, беговые клубы по всему миру, мы организуем музыкальные и пивные фестивали, производим одежду, люди женятся в наших заведениях и даже называют своих детей в честь пивоварни. В общем, можно сказать, что это и есть стиль жизни. Это пивной Диснейленд, как мы его называем между собой.

— Что вы предпочитаете из алкоголя сейчас? Зачастую, многие крафтовые пивовары предпочитают пиву вино или, например, не пьют пиво вообще.

Миккель Борг Бьёргсё: На самом деле я пью очень много различных лагеров. Я бы не сказал, что так просто сделать хороший, качественный пилснер или шварцбир. Тем не менее, на полках баров и магазинов, достаточно хороших образцов, которые отвечают всем моим требованиям. В последний год я очень полюбил коктейль из кампари и IPA.

Сёрен Рунге: О да, это очень вкусно.

Миккель Борг Бьёргсё: Я думаю, этот коктейль набрал такую популярность среди хопхедов, из-за того, что мы, благодаря своей профессии, можем сочетать горечь в напитках. Сам ликёр обладает выразительной терпкостью и сухостью, которые сплетаются с вкусом хмеля и образуют отличный, ни с чем не сравнимый вкус. Также я очень люблю вино и стараюсь пробовать его как можно больше. Мы, кстати, даже производим своё собственное вино.

— У вас есть безалкогольное пиво, которое делается с помощью специально выведенного штамма дрожжей. Вы планируете расширять эту линейку в будущем?

Миккель Борг Бьёргсё: Да, безусловно. Мы уделяем много внимания производству безалкогольного пива и достижению идеального баланса вкусов. Четыре года назад, когда я только начинал работать над производством безалкогольного пива, на рынке было не так много достойных образцов. Было практически невозможно найти качественный продукт, а у уже существующих сортов была не очень хорошая репутация. И я подумал, что идеальным может быть пиво без алкоголя, но при этом обладающее превосходным вкусом и ароматом. В таком случае, на мой взгляд, можно было даже позволить себе отказаться от воды :) Мы работали над запуском своей линейки и, в особенности, над собственным штаммом очень долго. Это был увлекательный процесс, и я горжусь тем, что у нас получилось. 

— Не кажется ли вам, что безалкогольное пиво сейчас находится в тренде, и многие пивоварни начинают активно развивать это направление?

Миккель Борг Бьёргсё: Да, и мне очень импонирует эта тенденция. При этом, крупные пивоваренные компании тоже стали работать тщательнее над вкусом пива без содержания алкоголя. Насколько мне известно, сейчас открываются производства, которые сосредоточили свою работу исключительно на таком виде пива. Я не скажу, что мне близок этот путь, но я считаю, что это очень круто.

Франк Петерсен: Так как я очень много работаю с отзывами потребителей, я часто слышу хвалебные отзывы о безалкогольном пиве Mikkeller. Для нас также важно, чтобы люди получали удовольствие от такого напитка, в особенности те, кто не может употреблять алкоголь по медицинским показаниям или в какой-то конкретной ситуации.

— Я знаю, что некоторые стили вашего пива, а в особенности его нейминг, очень часто вызывают жаркие дискуссии в социальных сетях. Также нельзя забывать и о негативе, который вы можете прочитать, открыв популярные ресурсы, посвящённые пиву. Что вы думаете о хейтерах в целом?

Миккель Борг Бьёргсё: Это абсолютно нормальная реакция. Я привык к ней. Сейчас мы стараемся не тратить слишком много сил и нервов на то, чтобы угодить каждому. Очевидно, что чем больше мы становимся как компания, тем больше мы обрастаем фан-базой. Однако, вместе с ним приходят и люди, которых что-то не устраивает в нашем пиве или же в нашем подходе к бизнесу в целом. На самом деле, на одного человека, который нас не любит, приходится около 100 человек, которые становятся нашими постоянными потребителями. Если сравнить мир крафтового пива с миром музыки, то можно проследить схожие тенденции. Потому что все любят тебя, когда ты небольшая, локальная группа, на концерты которой сложно попасть. И как только ты начинаешь расти как творческая единица, в твоём окружении появляется всё больше злопыхателей.

Франк Петерсен: Только в Untappd у нас более двух с половиной миллионов чекинов. Мы продолжаем оставаться самой оцениваемой пивоварней в мире на RateBeer с 2010 года, когда мы организовали свой первый фестиваль. Думаю, вы можете представить, что при таком большом количестве отзывов и обзоров, обязательно будут и комментарии в негативном ключе.

Миккель Борг Бьёргсё: Именно. Осознание по-настоящему важных вещей всегда приходит с опытом. Я желаю всем научиться принимать критику и адекватно на неё реагировать.


Купить пиво Mikkeller в Минске
Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью