В 2018 году на рынке крафтового пива наблюдалось несколько интересных тенденций: рост популярности NEIPA, появление множества новых сауэров и (наконец) возвращение качественных лагеров. Но какие сюрпризы готовит нам 2019 год? На эту тему на страницах журнала Ferment рассуждают британские эксперты. Pivo.by публикует перевод материала.
Мэтью Кёртис: «Пришло время крафту выйти за границы собственного мира»
Для британского пива 2018 стал годом взлётов и падений. Крупные пивоваренные компании всё чаще выкупают крафтовые пивоварни — как в случае с Beavertown и Fourpure, например. В зависимости от вашей точки зрения, это можно рассматривать и как положительное явление, ведь всё больше людей получают возможность наслаждаться хорошим пивом, и как отрицательную тенденцию, свидетельствующую о том, что крупные пивовары всё глубже впиваются своими зубами в крафт. Тем временем, крупнейшая в мире пивоваренная компания AB InBev открыла паб-пивоварню Goose Island в лондонском районе Шордич. С другой стороны, лично меня очень опечалило закрытие одного из моих любимых лондонских пивных баров — Mason & Company.
И вот, когда казалось, что хуже быть уже не может, из годового отчёта о продажах пива мы узнаем, что объём продаж каскового эля по сравнению с прошлым годом упал на целых 6,8%. Независимо от того, что вы думаете об этом пиве, оно является неотъемлемой частью британских пивных традиций. Это неожиданное падение должно стать поводом для беспокойства.
Но есть и хорошие новости. Несмотря на преобладание негатива, я всё же считаю, что последние 12 месяцев были по большей части положительными для британского пива. По данным Британской ассоциации баров и пабов, на территории Соединенного Королевства на данный момент насчитывается 2 500 пивоварен. Несмотря на трудные рыночные условия и возрастающие расходы на ведение бизнеса, многие пивоварни продолжают развиваться. Кроме того, открывается всё больше баров, тапрумов и магазинов, продающих пиво в бутылках — в частности, вдали от крупных городов. Это означает, что хорошее пиво более доступно, чем когда-либо.
Новый год принёс с собой неопределённость — во многом из-за угроз для нашей экономики, связанных с Брекситом. Однако в своих прогнозах на ближайшие 12 месяцев я решил уделить основное внимание положительным моментам. Нужно помнить о проблемах, с которыми столкнулась британская пивная индустрия, и принимать активные действия по улучшению условий для как для производителей, так и для потребителей. Но самое главное, о чём не стоит забывать — это то, что все мы должны наслаждаться пивом и радоваться ему. Итак, вот чего я больше всего жду в следующем году.
Лагер во всеоружии
Пилснер и хеллес, несомненно, отличились в 2018 году, который обоснованно можно назвать годом крафтового лагера. Пивоварня Lost and Grounded из Бристоля выпустила флагманский сорт Keller Pils, а новые пивоварни, такие как Donzoko из Хартлпула, преподнесли множество приятных сюрпризов в данной категории.
Предполагаю, что популярность лагера в 2019 году продолжит расти, особенно если учесть количество пивоварен, расширяющих свои мощности и стремящихся к производству качественной продукции. Однако, чем больше лагеров будет появляться, тем большую изобретательность придётся проявлять пивоварам, чтобы привлечь наше внимание. Например, они могут воспользоваться альтернативными способами розлива, такими как чешские боковые или «медленные» краны, из которых пиво наливается в течение пяти минут с формированием ароматных облаков пены. Или исследовать потенциал янтарного и тёмного солода и предложить новые сорта тёмного пива.
Яркое возвращение каскового пива
Несмотря на то, что касковое пиво в настоящий момент теряет свою популярность, я верю в то, что это временное явление. Пивовары всё тщательнее подходят к формату изготавливаемого ими напитка, к выбору клиентов и их обучению, и это должно непременно вернуть касковому пиву внимание потребителей. Возврат пивоварни Cloudwater к касковому пиву можно считать незначительным событием, но другие пивоварни обязательно последуют этому примеру. И давайте не будем забывать про Siren, у которой после выигрыша награды Champion Beer of Britain за сорт Broken Dream Breakfast Stout продажи каскового пива выросли более чем на треть.
Мне также кажется, что вернётся любовь к традиционным сортам пива. На это указывает, например, появление Best от Harvey в таких актуальных лондонских заведениях как The Axe в Сток-Ньюингтоне. Другим признаком можно считать то, что Northern Monk в своём новом манчестерском тапруме предлагает Timothy Taylor от Landlord. Всё это наводит на мысль о том, что у этих и им подобных сортов еще есть определенный потенциал.
Больше дикого пива и сауэров
Благодаря таким первопроходцам как Burning Sky and The Wild Beer Co. дикое пиво и сауэры стали неотъемлемой частью богатой пивной сцены Великобритании. Всё больше пивоварен предлагают выдержанные в бочках сорта, а также пиво смешанного и дикого брожения. Такие пивоварни как Mills Brewing и Little Earth Project продемонстрировали, какой успех такие стили могут иметь на рынке. А благодаря своему проекту Overworks Project пивоварня BrewDog вполне может сделать их мэйнстримом.
Но мне кажется, что это только начало, и что в будущем любители пива будут проявлять повышенный интерес к натуральным винам и сидрам естественного брожения — и в особенности к гибридам этих напитков с пивом. Идея сочетания сэзонов с сидрами или пивом, выдерживаемым в бочках с добавлением винограда, лично мне очень нравится. Крафт в некоторой степени живёт в своём собственном мире, и пришло время ему выйти за границы этого мира и начать экспериментировать с вином и сидром, чем, на мой взгляд, самые инновационные пивовары и займутся в 2019 году.
Роджер Протц: «Многие любители пива переключатся на стаут»
Возможно, в 2019 году многие из вас предпочтут светлому пиву тёмное. После нескольких лет, казалось бы, неудержимого роста популярности пэйл-эля и множества его производных появились признаки того, что любители пива начали переключаться на стаут.
Одним из первых предзнаменований стало получение стаутом Broken Dream Breakfast Stout пивоварни Siren Craft Brew из Беркшира звания «Пиво-чемпион Британии» (Champion Beer of Britain) на Большом британском фестивале пива. Это сорт с богатым и сложным вкусом и крепостью 6,5%, сваренный с шестью видами солода, включая шоколадный, а также с добавлением жареных кофейных бобов и лактозы. Лактоза, также известная как молочный сахар, не ферментируется традиционными видами дрожжей и придаёт пиву шелковистую, кремовую текстуру.
Вручение этой награды привлекло значительный интерес к тёмному пиву и помогло ему вновь вернуть утраченные позиции. Незадолго до написания этой статьи мне довелось попробовать портер, сваренный итальянской пивоварней Ora в коллаборации с BrewYork, также с использованием лактозы и темного солода. Он был так же хорош, как и настоящий итальянский эспрессо, только с дополнительным преимуществом — содержанием алкоголя.
Возрождению интереса к портеру и стауту также будет способствовать проведение под эгидой CAMRA («Кампания за настоящий эль») зимнего фестиваля элей, где предпочтение отдаётся более тёмным сортам, сваренным специально для холодного времени года. Возможно, некоторые предприимчивые производители лагеров также воспользуются этой возможностью и представят свои версии немецкого стиля, известного как дункель.
В следующем году несомненно повысится интерес к бутылочному пиву. Компания Marston’s заявила о своих планах по организации в 2019 году недели пива, дозревающего в бутылках. Это мероприятие пройдёт с участием других пивоварен, включая Moor Beer из Бристоля, специализирующейся на баночном пиве с добавлением живых дрожжевых культур, одобренных CAMRA.
Эта инициатива призвана показать любителям пива, что процесс брожения пива в бутылке, осуществляемый при помощи живых дрожжевых культур, может иметь такое важное значение, как и в случае с винтажным вином, и придавать напитку более глубокий вкус и аромат. Доказательством этого может послужить легендарное пиво Thomas Hardy’s Ale, впервые сваренное в 1968 году, в версии Golden Edition. Говорят, что его рецепт совершенствовался на протяжении 25 лет — и в это легко поверить.
В качестве ещё одного доказательства можно привести последний Fuller’s Vintage Ale, пиво с невероятно сложным вкусом, первое из сваренных новым главным пивоваром Джеорджиной Янг. Несколько бутылочек дожидаются своего часа в моей кладовке, и я очень постараюсь оставить их там на год-другой. Надеюсь, что благодаря Marston’s руководство некоторых магазинов перестанет оказывать в хранении пива «с неоднородной консистенцией».
Само собой, повальное увлечение пэйл-элями никуда не денется. С Западного побережья США к нам пришло такое явление как NEIPA. Появляются не только удачные сорта, но и более сбалансированные по сравнению с ультраохмелёнными американскими версиями напитки, в которых солод уравновешивает хмель. Лично мне приятно знать, что некоторые американские пивовары производят IPA, от содержания хмеля в которых глаза не лезут на лоб.
Успех сауэров и сэзонов говорит о том, что пивовары будут стремиться открывать для себя новые европейские стили. Скорее всего, все больше пивоваров начнут выдерживать пиво в деревянных бочках, зная о том, что это придаст их напиткам дополнительную глубину. Некоторые из них уже экспериментируют с гозе, малоизвестным немецким стилем, создаваемым на основе закисленного пива с добавлением соли.
Огромный интерес к дебютному английскому траппистскому элю, сваренному в 2018 году на пивоварне монастыря Маунт-Сент-Бернар неподалеку от Лафборо, может сподвигнуть как религиозные учреждения, так и коммерческие пивоварни к производству большего количества монастырских сортов пива.
И, кстати, пиво из монастыря Маунт-Сент-Бернар тёмное!
Ричард Кросдейл: «Возвращается тенденция к производству пива из местных ингредиентов»
Борьба за то, кто выпустит пиво с самым высоким содержанием алкоголя, по-видимому, окончательно завершилась, отчасти из-за тревожных новостей о том, что молодые люди начинают отказываться от крепких напитков, и отчасти из-за того, что средний потребитель становится более разборчивым. Но главная причина кроется в том, что всем нам надоело вызывать такси, чтобы доехать в никудышном состоянии домой в 8 часов вечера в четверг. На смену крепкому пиву приходит большое разнообразие слабоалкогольных и столовых сортов, способных похвастаться богатым и сложным вкусом. Наблюдая за развитием этих стилей в США, я могу с уверенностью заявить, что лучшее ещё впереди, и что и именно эти вкуснейшие и богатые полезными веществами напитки станут относительно здоровым выбором этим летом.
Признаюсь, я не сразу оценил всю прелесть NEIPA, но теперь с гордостью могу сказать, что являюсь одним из самых преданных поклонников этого стиля. Как только вы преодолеете естественную реакцию на это пиво и перестанете думать, что оно испортилось, а вместо этого начнёте оценивать его согласно критериям стиля, вы обнаружите, что это невероятно интересный напиток, обладающий потенциалом развития во всех возможных направлениях. По правде говоря, в Британии пока не научились делать NEIPA хорошо, а ввиду короткого срока хранения импортировать их на пике кондиции практически невозможно. Но мы постепенно учимся, и если 2018 в Британии был годом NEIPA, то можно ожидать, что 2019 будет годом хороших NEIPA.
Открытие собственной пивоварни уже не рассматривается как короткий путь к славе и богатству. В отличие от США, конкуренция на нашем рынке не снижается, но в 2018 году к серьёзной конкуренции потребители уже привыкли, и удивить их очередной новинкой стало трудно. Мне кажется, для всех это стало облегчением; на глупый вопрос о том, откуда появится новый Brewdog, Beavertown или Camden теперь можно уверенно ответить: «Не появится» или, по крайней мере, «Какая разница?». Вместо этого мы видим новое поколение пивоварен, которые вполне довольны тем, что заняли свою нишу и производят интересные (зачастую редкие) сорта пива, тщательно избегая того, что может заставить их выйти из своей коммерческой зоны комфорта.
Мы — поклонники пива без границ, и мы любим пробовать лучшие сорта со всего мира, но мы также рады тому, что возвращается тенденция к производству пива из местных ингредиентов. Людям нравится пить свежее пиво и поддерживать свою местную пивоварню, а путешественники всё чаще стараются найти что-то локальное. Это одна из древнейших пивоваренных традиций, и здорово, что она возвращается.
Улучшится ли в этом году качество пива в целом? Кто знает. В Британии до сих пор встречается слишком много пива, которому не стоило покидать пивоварню, не говоря уже о продаже за деньги. В то же время здесь производят сорта, сравнимые с лучшими в мире, но это случается с переменным успехом. Если на рынке пива случится кризис — а история однозначно свидетельствует о том, что это произойдёт — можно только надеяться на то, что выбраться из него получится только у тех, кто делает упор на качество.
К сожалению, один из важнейших факторов, которые повлияют на пиво в 2019 году и в ближайшем будущем, ничего общего с пивом не имеет. На момент написания статьи создаётся впечатление, что Брексит окажет огромное воздействие на всех нас, независимо от того, занимаемся ли мы импортом, экспортом, закупкой сырья или коллаборацией с пивоварами из других стран. Я уверен, что все справятся, и не зря говорят, что нужда — мать изобретений, но нам придется проделать огромный объем бумажной работы лишь для того, чтобы Барри из Грейт-Ярмута мог получить свой синий паспорт.
И, наконец, все мы согласны с тем, что брют-IPA — это словно футболка Global Hypercolour (меняющая свой цвет в зависимости от температуры тела — прим. пер.) в мире пива: у него крутое название, и у всех он вызвал огромный интерес, но потом мы поняли, что идея была намного лучше, чем реальность, и даже что сама идея была не настолько хороша, как казалось. Остановите это безумие.