Недавно в Минске в продаже появились восемь сортов бельгийской пивоварни De Dochter van de Korenaar. Сайт Pivo.by вместе с представителями проекта White Crow Collection, благодаря которому это пиво приехало в Беларусь, и баром Craftman организовал дегустацию всех сортов «дочки колоса» и делится впечатлениями от пива.
Dochter van de Korenaar — это мини-пивоварня, основанная Рональдом Менгеринком. Она находится в очень необычном месте — в бельгийском городке Барле-Хертог на территории эксклава внутри Нидерландов. Рональд много лет занимался домашним пивоварением, а в 2007 году решился на открытие собственного производства. При этом часть оборудования он сделал своими руками. Хоть это формально бельгийская пивоварня, сорта Dochter van de Korenaar отличаются от того, что обычно варят в Бельгии, в чём можно убедиться даже на примере того пива, что теперь продаётся в Минске.
Первыми на дегустацию попадают блонды Noblesse и Noblesse XO. Они отличаются не только содержанием алкоголя, но и составом и вкусом.
— Блонд, в данном случае, — это не стиль, а цвет. Это belgian pale ale, только в «коренааровском» прочтении, — пробует сорта Alex Leit. — Вторая версия имеет более выразительную хмелевую горечь: сначала пробуешь и ничего нет, а потом накатывает — как у приличной «апы». И вкус особенный — как будто мёд с сотами пробуешь.
Обе версии этого пива можно было попробовать и в разливном варианте, причём они тоже отличаются по вкусу.
— В бутылочной версии пиво кажется немного более резким. На кране вкус мягче, но это зависит и от смеси газа, с которой наливается пиво, и от температуры подачи, — отмечает Юрий Необердин.
На вкус также может оказать влияние и дрожжевой осадок, характерный для бутылочной версии. Пиво не пастеризуется и после розлива дображивает в бутылке. Поэтому на контрэтикетках привезённых сортов White Crow Collection делает пометку о том, что не стоит взбалтывать пиво и выливать дрожжевой осадок в бокал. Дегустаторы же сравнивают пиво с осадком и без него.
— Можно потребителям объяснять, что сверху алкоголь, а внизу — витамины. Если вы «зожник», то верхнюю часть отдайте врагу, а нижнюю выпейте сами. И желательно через соломку, — смеётся Alex Leit.
Следом в бокалы наливают бледный эль La Frontière. Этот сорт не оставляет никого равнодушным: все отмечают чрезвычайный свежий и сочный вкус.
— Такое ощущение, будто вгрызаешься зубами в лимон! — восхищается Макс Хедин. — Очень яркий запах цитрусовых и свежескошенной травы. Мне безумно нравится.
— Очень освежает. Словно зелёный хмель бахнули в бокал. При этом горечь мягонькая. Отличное пиво, — говорит Alex Leit. — Вообще заметно, что Dochter van de Korenaar ориентируется на идеи американского пива, но реализованы они по-бельгийски. Лозунг «А мы пойдём иным путём» — как раз про эту пивоварню.
Следующее пиво — более типичное для Бельгии — сэзон Beau-Monde. Правда, и у него есть отличительные особенности — добавление цедры апельсина и спельты. Это вид пшеницы, который раньше был важным продуктом в некоторых странах Европы, в том числе и в Беларуси, но сейчас сохраняется только в виде реликтовых культур.
— Здесь цедра развернулась хорошо! И запах такой, будто её только что срезали, — отмечает Alex Leit.
— Я не очень люблю сэзоны, но в этом пиве нет грязных сенных ноток, которые мне обычно не нравятся. А вкус чуть ли не бисквитный, с небольшой пряностью, — говорит Макс Хедин.
— Это, видимо, спельта как раз даёт, — объясняет Alex Leit. — Вот если испечёшь пирог со спельтой, пшеницей и цедрой — наверное, такой же будет вкус.
Переходим к Belle-Fleur и Crime Passionnel — наверное, самым простым, если вообще такое описание уместно для сортов Dochter van de Korenaar, из всех опробованных. Это бельгийский и пшеничный IPA с кучей разных хмелей, но с очень сдержанным профилем.
— Я бы никогда не сказал, что это IPA. Скорее, охмелённый золотой эль. Горечь только в послевкусии проявляется, а во вкусе ничего нет такого, — пробует первое пиво Макс Хедин.
— Горькое, медовое, немного пряное, — такие оттенки отмечает Alex Leit во втором пиве. — Впрочем, оно и старше на три месяца. А для пива, которое дозревает в бутылке и в котором хмель играет определяющую роль, это важно. Сладость становится выразительнее, а свежесть улетучивается.
Впрочем, жаловаться на недостаток хмеля не приходится. Все сорта Dochter van de Korenaar имеют заметную горечь, что больше характерно для американского пива.
— Рональд варит на американских дрожжах, активно использует американский хмель и не ограничивается только локальными ингредиентами, как часто делают другие бельгийские пивоварни, — комментирует Максим Беляев.
В конце дегустации мы переходим к самым ярким из привезённых сортам — копчёным Bravoure и Charbon. От бокалов с этим пивом сразу идёт характерный аромат. Особенно он становится заметным, если согреть пиво.
— Чувствуете? Копчёный колбасный сыр! Именно советского производства. На западе такого не делают, кроме «коренаара», — смеётся Alex Leit. — Дальше в запахе проявляются алкогольные нотки слегка подкопченного виски.
Далеко не всем любителям пива нравятся копчёные сорта, хотя эти бельгийцы вовсе не экстремальные.
— Это пиво сбалансированное, мягкое, питкое. Не такое, как другие копчёные сорта, — считает Максим Беляев.
— Карамелька, сливки, шоколад. Знаете такие конфеты «Сливки-ленивки»? Запах, как у них. И ещё на кофе гранулированный похоже. А во вкусе уже чувствуется и копчёность, и лактоза, и орех с шоколадом, — Макс Хедин явно впечатлён Charbon.
— У такого пива всегда есть преданные фанаты. Пусть их немного, но они душу продадут за бокал «копчёнки». Те, кому такое пиво по душе, всегда его будут брать, — считает Alex Leit.
Все соглашаются, что все сорта De Dochter van de Korenaar имеют свой характер. Да и первый месяц продаж подтверждает эти слова: пиво прекрасно продаётся и уже нашло своих почитателей в Беларуси. Сейчас купить его можно в минских барах Craftman, «Чапскі», Ultrabar, в сети супермаркетов Green, в сети магазинов разливного пива «Бавария», в магазинах «Пивоваров» (ул. Куйбышева, 69), Prowine (пр-т. Победителей 106) и на ул. Восточная, 129. Вероятно, количество мест продаж со временем будет увеличиваться.