White Crow Collection: «Есть цыганские пивоварни, а есть цыганские поставщики»

Недавно в Беларуси впервые появилось крафтовое пиво из Польши. Интерес к пивному рынку соседней страны у белорусских биргиков был давно, но никто из импортёров не решался привезти польский крафт. Пионером в этом направлении стал проект White Crow Collection. Корреспондент Pivo.by встретился с руководителем проекта Максом Беляевым и обсудил сложности импорта пива в Беларусь и особенности развития польского пива.

White Crow Collection
Стенд White Crow Collection на фестиваль Žmogšala в Вильнюсе. Фото: White Crow Collection

— Польша — не первое направление деятельности вашего проекта. С чего всё начиналось?

— Всё произошло случайно. Я по другому бизнесу был завязан с голландцами, и они просили найти здесь партнёров, которые могли бы заниматься пивом Budels. На тот момент круг импортеров был практически сведён к одному игроку, руководство которого по случаю даже побывало на пивоварне. Им пиво понравилось, но браться за его продажу в Беларуси они не стали. Budels — бренд не самый известный даже в Голландии: пивоварня маленькая и значимого маркетингового бюджета предложить не может. Предположу, что крупному импортеру было неинтересно самостоятельно заниматься раскруткой неизвестного пива.

На волне кризиса мой бизнес скопытился, я понимал, что перспектив у него нет, и подумал: почему бы не заняться пивом? Так к этому и пришёл, хотя с пивом до этого связан не был, как и с оптовыми продажами.

Будучи в августе 2014 года в Голландии, я наконец посетил пивоварню и проникся атмосферой, подходом, традициями и самим пивом. Удивил факт, что это семейный бизнес, и уже четвёртое поколение его развивает. Даже в Голландии осталось немного семейных производств. Сама пивоварня небольшая, но грамотно организована и способна выдавать очень высокое и постоянное качество. Budels настоящая крафтовая пивоварня в исконном смысле этого слова: небольшое независимое производство с применением ручного труда, малые объёмы, авторские (пусть и традиционные) рецепты. Старший брат — мастер-пивовар с десятилетиями личного опыта, секретами и традициями трёх предыдущих поколений. Всё это только укрепило желание попробовать.

— И когда впервые привезли пиво в Беларусь?

— Очень быстро. Уже в середине ноября 2014 года первая партия приехала в Беларусь, а в конце ноября пиво стало на краны в Royal Oak Pub. Первый год стал пробным: смотрел, как всё происходит, налаживал процессы. Бренд был новый для Беларуси, приходилось рассказывать о нём людям. Проводил презентации, работал с гостями, видел, что пиво нравится и хорошо пьётся. Хоть оно было не знакомо потребителям раньше, но смогло быстро найти своих почитателей и потеснить конкурентов. Затем начал подключать новые места, такие как Clever Irish Pub, Craft House, пробовал работать с небольшими магазинами и точками разливного пива. Параллельно решил начать работать в Литве, чтобы объёмы увеличить. В Беларуси, честно говоря, рынок узкий, а на тот момент и вовсе подходящие заведения можно было на пальцах одной руки пересчитать.

— Тяжело работать в Литве?

— Там есть свои нюансы. Если говорить о людях, которые ходят в пабы, то ситуация похожа на Беларусь. Многие хотят просто выпить: побольше и подешевле. А если говорить с точки зрения продавца, то там всё выкуплено крупными брендами. Большие концерны, типа Švyturys-Utenos, выкупают на год торговые места в заведениях: чуть ли не на все краны ставят своё пиво. А кроме Švyturys, у них ещё есть крафтовая линейка Raudonų Plytų, импортные бренды Grimbergen, Kronenburg и т.п. В итоге в большинстве пабов стоит одинаковое пиво. Очень мало мест, куда можно сходить и что-то толковое выпить.

— Много точек в Литве, в которые вы поставляете пиво?

— Сейчас Budels и другой бренд, с которым я работаю, — Oud Beersel — периодически можно попробовать в Alaus Biblioteka. В барах Nisha и в Каунасе, и в Вильнюсе часто бывает наше пиво. Ещё недавно в гастропабе Hopdoc в Каунасе Budels тоже был, но сейчас заведение переформатировалось. Были и другие места, где удалось встать на краны, но у многих возникли финансовые сложности. Зато польское пиво заинтересовало потребителей, думаю, точек продажи станет больше.

— Как польский крафт возник на горизонте? В Беларуси многие его давно ждали.

— Я давно наблюдал за ситуацией: мы соседи, пиво в Польше хорошее, многие знают его, но никто не возит сюда. Я начал пробовать пиво, собирать данные, а прошлой осенью специально поехал на Warszawski Festiwal Piwa, чтобы уже предметно обсудить возможность привозить их пиво. Первая поставка в Литву была в конце ноября — всё быстро произошло.

— Какие сложности возникают при работе с поляками?

— В работе с крафтовыми пивоварнями есть свои нюансы. Далеко не у всех бывает постоянная линейка. У AleBrowar есть те сорта, которые более-менее регулярно варятся, а есть те — которые редко. И тут возникают проблемы с сертификацией пива. В Литву легко привезти пиво — набор документов минимальный. В Беларуси же нужно сдать пиво в лабораторию, получить санитарное заключение, декларацию соответствия — а это всё отнимает время и деньги. Процесс импорта польского пива в Беларусь занял гораздо больше времени. Но в марте получилось — уже неплохо. Сейчас отслеживаю реакцию гостей, заведений.

Kingpin
Фото: Kingpin

— Пиво каких пивоварен, кроме AleBrowar, будете ещё привозить?

— В Литве я работаю с тремя польскими пивоварнями: AleBrowar, Kingpin и Trzech Kumpli. Очень надеюсь, что в и Беларуси они все со временем появятся. Есть ещё предварительные договорённости с другими пивоварнями, но пока их озвучивать не буду. Но процесс сложный с обеих сторон: полякам тоже собрать необходимые документы не так просто. Это всё маленькие предприятия, где работает мало людей и они отвечают буквально за всё: одновременно варят пиво, продают его, решают другие проблемы. Узнав внутреннюю кухню, понимаешь, какой это адский бизнес. Они там вкалывают практически каждый день с 8 утра до 10 вечера. Это сложный труд, и времени на дополнительные телодвижения у них мало.

— Но пиво в Польше хорошо востребованно.

— Да, свой рынок у них съедает всё. На данный момент в экспорте они не так сильно заинтересованы. Те, кто обзавёлся своими пивоварнями, начинают думать об этом. Тот же AleBrowar недавно запустил своё производство, поэтому объёмы будут расти.

Trzech Kumpli открыли собственную пивоварню. Сейчас из-за этого у них очень сильная нагрузка. Но, надеюсь, скоро процесс наладится, и будет проще договариваться о поставках. Пока даже в Литву не могу привезти их новое пиво — только один раз на фестиваль получилось.

А контрактники часто не могут обеспечить даже потребителей в своих городах. Им весь процесс сбора документов, отправки на экспорт — это дополнительные сложности.

— А ещё польское пиво получается дорогим.

— Да, продать его здесь достаточно тяжело. Но хорошее пиво не может быть дешёвым. Я же в свою очередь стараюсь все расходы сократить к минимуму, чтобы дорогое пиво продавалось по более-менее нормальным ценам. У нас как такового даже офиса нет: как есть цыганские пивоварни, так есть цыганские поставщики :)

Но всё равно пиво получается достаточно дорогим. Поляки всегда стараются достать свежайший хмель, несмотря на то, что самый лучший оседает в Америке. Ну, и, соответственно, я стараюсь возить только свежее пиво. Я не хочу ставить на склад и потом с него продавать, как многие делают. Я договариваюсь с теми заведениями и привожу тот объём, который им нужен. Человек получает гарантию того, что у него будет свежее пиво. Да и сроки годности польского пива пока оставляют желать лучшего: у AleBrowar до недавнего времени было всего три месяца, сейчас на новой пивоварне они смогли добиться пяти месяцев на пиво в кегах, шести — в бутылках. Но всё равно мне хочется, чтобы пиво разливалось и сразу ехало в Беларусь, чтобы было максимально свежим. Впрочем, пиво там даже три месяца не постоит — его всё раскупят в течение нескольких недель.

— Как оцениваете качество польского пива в целом?

— Не могу назвать себя экспертом. Но полагаю, что качество очень высокое. В Польше уделяют внимание мелочам и стараются не халтурить с сырьём и сроками брожения. Хотя и у них бывают обломы в виде заражёнки и посторонки. Но в основном так получается у контрактников, которые сами часто не имеют возможности контролировать все процессы.

Не секрет, что во многом благодаря закладке большего количества сырья наиболее интересное и комплексное пиво получается с содержанием алкоголя свыше 7%. Но вот такие сорта мы привозить не можем. Ограничение в 7% алкоголя для импортёров пива и наиболее искушенных его любителей — тема набившая оскомину. Необходимость проведения лабораторных исследований, получения санитарно-гигиенического заключения и декларации соответствия — всё это также создаёт барьеры, ведёт к существенным временным и денежным потерям, что напрямую отражается на стоимости пива.

AleBrowar
Фото: AleBrowar

— И как бороться с этими ограничениями?

— Возможно коллективным разумом. Думаю можно изложить проблему доходчиво и объяснить, что больше 7% алкоголя можно получить в пиве не добавляя туда спирт. У нас, наверное, единственная страна в Европе, где есть такие ограничения. В других странах от процента содержания алкоголя в пиве зависит только акциз, в остальном — продавайте, пожалуйста. Государство только больше денег заработает.

— Закончим на мажорной ноте. Какие ближайшие планы у вас?

— Сейчас сорта AleBrowar можно найти в Craft House, Clever Irish Pub, барах 1067, магазинах разливного пива «Бавария». Не исключено, что вскоре появится у кого-то ещё.

Уже приехала новая поставка. Кроме разливного пива, доступны три сорта AleBrowar в бутылках: King of Hop, Rowing Jack и Hop Sasa. Последний сорт — это польский IPA, на польских хмелях. Я пиво оцениваю по первому впечатлению, и первые глотки Hop Sasa для меня были очень яркими: от IPA обычно ждёшь чего-то другого! Там использован интересный хмель Iunga — он мне очень понравился. Пиво достаточно лёгкое, не сильно плотное, но от хмеля прикольный эффект.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью