Глава «Аліварыі»: «Рынок уже на таком уровне, что пора расти»

В прошедшем ноябре гендиректор «Аліварыі» Денис Шерстенников говорил о том, что сокращение объёма пивного рынка в 2017 году может составить до 5%. Но тогда многое зависело от того, какой тренд покажут последние месяцы 2016-го. По прошествии этого времени журналисты TUT.BY вернулись к данному вопросу. Шерстенников рассказал об итогах года и перспективах развития отрасли, а также о том, почему, по его мнению, не стоит ограничивать объём пластиковой упаковки для пива.

Денис Шерстенников, гендиректор завода «Аліварыя». Фото: «Про бизнес»

Об итогах 2016 года и планах на 2017-й

Шерстенников говорит, что последние месяцы 2016-го оказались в рамках оптимистичных прогнозов. Да и сам 2016 год он называет скорее позитивным.

— Потому что мы видим замедление темпов падения рынка пива по сравнению с предыдущими годами. Если в 2014 году было падение на 4,2%, в 2015-м — минус 8,6%, то в 2016 году финальное падение рынка пива, скорее всего, будет на уровне 1,5−2%.

В 2017 же году, по прогнозам Шерстенникова, рынок либо останется прежним, либо упадёт немного — от 0 до 2%. Это зависит от множества факторов, главный из которых — покупательная способность.

— Мы находимся на таком уровне, от которого уже пора расти. Этот рост зависит от большого количества факторов, но прежде всего — от покупательной способности населения и роста потребления в целом, а не только пивной категории. Также я не раз говорил и о том, что рост белорусского рынка пива зависит и от структуры потребления алкоголя. От того, как будет двигаться вектор от доминирующего сейчас крепкого алкоголя в корзине к слабоалкогольным напиткам.

Согласно статистике в структуре потребления алкоголя водка занимает почти 50%, а пиво — около 20%. Шерстенников говорит, что уровень потребления пива в Беларуси значительно ниже, чем в соседних странах. У нас это около 40 литров в год, в Литве и Польше — более 90 литров.

О рынке, прибыли и импорте

О годовых итогах пивной отрасли недавно рассказывал и зампред Белгоспищепрома Иван Маковский. По его данным, в 2016 году отечественные производители увеличили совокупную прибыль в рублях в 4,5 раза, что на первый взгляд противоречит заявлениям пивоваров о падающем рынке. Шерстенников говорит, что противоречий здесь нет, поскольку прибыль не всегда пропорционально зависит от объёма.

Проще говоря, прибыль может расти и при не меняющемся или даже падающем объёме рынка. Например, такой эффект можно получить путём замещения импорта, повышения эффективности затрат, более грамотного выстраивания логистики и других бизнес-процессов.

— Нужно разграничивать объёмы и прибыль, а также отличать то, что происходит на рынке в целом от того, что происходит у отечественных пивоваров. В прошлом году сократился импорт, и поэтому, возможно, локальные игроки продемонстрировали рост и хорошие результаты по прибыли.

В 2016-м импорт пива действительно сократился в два раза, но все равно сальдо по показателю «импорт/экспорт» осталось для Беларуси отрицательным — минус $5 миллионов. Интересуемся, есть ли подобные цифры по «Аліварыі», которая как экспортирует, так и представляет пиво разных брендов из портфеля Carlsberg Group на белорусском рынке (например, импортирует «Балтику»).

— Пока никакой финансовой информации мы раскрывать не можем. Мы сейчас находимся в периоде молчания, и до того момента, пока не раскроется материнская компания, мы не вправе озвучивать данные.

Однако Шерстенников говорит, что импорт пива в 2016 году у «Аліварыі» значительно сократился в объ`ме.

— Потому что импорт — это высокий ценовой сегмент. Сократился спрос и объёмы. В нашем общем объёме сейчас отечественный продукт занимает примерно 85%, а импортный — соответственно 15%.

Белорусские же власти традиционно приветствуют сокращение импорта и локализацию новых производств в нашей стране. В этом плане мощности пивзавода «Аліварыя» ограничены, поэтому интересуемся перспективами строительства новых производств.

— На том рынке, который мы сейчас видим (а он объективно не растёт), мы планируем скорее повышать эффективность существующего оборудования, инвестируя в него, и, возможно, это немного повысит в том числе наши мощности.

Взаимный интерес государство и пивовары ищут в числе прочего, работая в рамках соглашения между Белгоспищепромом и производителями. Правда, прошлый документ уже не действует, а сейчас нужно принимать новый. Шерстенников подтверждает, что работа в этом направлении идет.

О пластиковых бутылках и отсутствии мультипаков

Ещё один обсуждаемый сейчас вопрос — запрет на производство пива в пластиковой таре более 1,5 литра в России. «Главное, чтобы в Беларуси не было ограничения на двухлитровый ПЭТ», — реагирует Шерстенников.

Обсуждаем с гендиректором «Аліварыі» некоторые доводы российских противников пластика. Так, звучали заявления, что пластиковая тара вредна для алкогольных напитков и что большие ПЭТ-бутылки порождают чрезмерное потребление.

— Эти аргументы абсурдны. ПЭТ-упаковка есть во всех странах мира. И пластиковая упаковка используется не только в пивоваренной промышленности, но и для детского питания. Кроме того, она удобна и хороша, когда нужен большой объём для большой компании.

По словам топ-менеджера, тут для белорусских реалий резонно задать вопрос: «Если нет большой упаковки, что человек вместо этого купит?».

— Наверное, он пойдёт и купит более крепкий напиток. Приведёт ли это к снижению потребления алкоголя — большой вопрос.

Есть в этом вопросе и общеэкономическая составляющая. Ведь часто чем больше объём, тем доступнее цена.

— Пиво — продукт не первой необходимости, и когда мы сокращаем объём упаковки, то мы снижаем доступность. Так сокращаются объёмы рынка. Поэтому со всех точек зрения я никакой выгоды тут не вижу. Тем более белорусский рынок уникален тем, что здесь доля пластиковой упаковки превышает 70%. Это выше, чем в Российской Федерации, где эта цифра составляет 60%.

А из всей пластиковой упаковки на тару в литр и меньше приходится лишь чуть более 20%. Проще говоря, белорусы пьют не просто из пластика, а из объёмного пластика начиная с полторашки.

Но и, например, в Бельгии пьют из ПЭТ-тары. Правда, там это бутылки емкостью не более полулитра.

— К тому же на рынке многих европейских стран существует мультипак, за который предоставляется скидка. У нас такого типа упаковки нет по разным причинам. И ее роль пока выполняет пластиковая тара.

Одной из причин отсутствия мультипаков топ-менеджер называет ограничения в белорусском законодательстве. Он поясняет, что на пиво в такой упаковке невозможно дать скидку и написать о ней на упаковке.

— Поэтому люди просто не понимают, зачем им покупать мультипак. И если бы у нас была возможность информировать их о выгоде покупки, я уверен, что постепенно мультипак вырос бы до очень значительных объемов.

Подпишитесь на рассылку Pivo.by

Только главные новости о пиве со всего мира и только раз в неделю.