Глава завода «Аліварыя» прогнозирует падение пивного рынка Беларуси

Денис Шерстенников, гендиректор завода «Аліварыя». Фото: «Про бизнес»

Гендиректор завода «Аліварыя» Денис Шерстенников прогнозирует падение пивного рынка Беларуси. Об это он рассказал в рамках встречи «Про бизнес», сообщает TUT.BY.

По словам Шерстенникова, ещё в августе-сентябре пивной рынок подавал позитивные сигналы. Это позволяло планировать его падение в 2017-м на 1–2%. Но не лучшие показатели октября заставили пересмотреть прогнозы на следующий год. Если октябрьская тенденция продолжится в ноябре-декабре, то темпы сокращения усилятся.

— В следующем году падение рынка продолжится. Это будет от нуля до трёх, может быть, до пяти процентов. Мы не знаем точно. Всё зависит от огромного количества внешних факторов, в том числе от того, как будут чувствовать себя наши соседи, в том числе в Российской Федерации. Ждём того, что в России станет полегче с точки зрения санкций и других условий ведения бизнеса, — поясняет Шерстенников.

Но в большой степени рынок зависит от действий белорусского регулятора. В этом плане сетевики и пивовары обеспокоены проектом антиалкогольного указа, который готовит МВД. Никто пока не знает точной формулировки текста документа, но понятно, что речь там идёт о временных ограничениях продажи алкоголя, предварительно, с 22:00 до 9 утра.

— Мы очень осторожно относимся к обсуждению таких ограничений в условиях непростой экономической ситуации, — говорит топ-менеджер.

По его мнению, обсуждаемые ограничения могут привести к двум последствиям. Первое — неудобство для потребителя, которое вряд ли повлияет на количество выпиваемого алкоголя. Второе — издержки торговых сетей, в том числе на оборудование специальных алкогольных отделов, которые в конечном счёте лягут на производителей и покупателей. Это, в свою очередь, повысит цену и породит падение спроса.

Шерстенников видит эффективную борьбу с потреблением алкоголя не в ограничениях, а в перераспределении потребления. Речь идёт о так называемой европейской модели, когда люди пьют всё больше слабого алкоголя и всё меньше крепкого. Таким образом, потребление чистого алкоголя на душу населения падает. По этому пути пошли многие европейские страны.

— Пока мы только надеемся, что Беларусь пойдёт по этому пути. Мы обсуждаем разные виды взаимодействия с государством в этом вопросе, — рассказывает Шерстенников. Он говорит, что одна из ролей пивоваров — донесение позиции по европейскому опыту.

Правда, недавно в Беларуси до конца года понизили ставки акцизов на крепкий алкоголь.

— Сейчас соотношение акциза на пиво и крепкий алкоголь находится на очень низком уровне. Соотношение должно быть 1 к 3, а у нас 1 к 1,5. Для того чтобы прийти к европейскому соотношению уровня двух акцизов, нужно на пиво повышать акциз гораздо медленнее, чем на крепкий алкоголь, — говорит гендиректор «Аліварыі».