Knightberg: «От нас не ждут экспериментов, но мы будем удивлять»

Недавно в минском баре Craftman было представлено несколько новых сортов российской пивоварни Knightberg. На их презентацию приехали бренд-менеджер Knightberg Сергей Яскевич и специалист отдела продаж Вадим Титов. Журналист Pivo.by поговорил с ними о новинках, а также об истории пивоварни и планах на будущее.

— Пивоварня Knightberg была одной из первых российских крафтовых, которая появилась в продаже в Беларуси. Ваше пиво уже хорошо знакомо тут. Но историю пивоварни не все знают.

Сергей Яскевич: История достаточно простая. Наш главный технолог, Елена Валерьевна Тюкина, одно время работала на заводе имени Степана Разина, это был старейший пивоваренный завод России. После того, как его купил Heineken, там произошли перемены, и в итоге она оттуда уволилась. Но желание варить пиво осталось.

В конце 2006-го года мы стали первой контрактной пивоварней России, а уже в ноябре 2007 года получили документы, и в Петергофе на Ропшинском шоссе начали работать. Там мы прожили года три, но из-за проблем с арендой, было принято решение съехать. Нам предложили заселиться в гостиницу «Санкт-Петербург» и захватить концертный зал. Так мы переехали в Aurora Concert Hall.

Наверное, это одна из первых частных пивоварен России и это одна из пивоварен, которая приложила немало усилий для начала российской крафтовой революции. Даже первый коммерческий IPA — Red Machine — был сварен у нас. Женя Толстов, когда ещё был домашним пивоваром, придумал хороший рецепт, обкатал его дома, и ему предложили сварить пиво по нему у нас. Так, в общем, появился сорт, который народ до сих пор любит. Хоть и говорит, что пиво уже не то.

— У вас с домашними пивоварами давние отношения.

Сергей Яскевич: Мы постоянно поддерживаем их. У нас проходят фестивали домашнего пива, в этом году уже шестой был. Основной приз — это варка тонны пива на нашем оборудовании. В этом году мы, правда, сами себя загнали в мышиный угол, из которого фиг знает как выбраться теперь, потому что победил барливайн с начальной плотностью сорок с чем-то процентов. На нашем оборудовании, если очень постараться, выйдет только 31 процент. Так что я не знаю, как выкрутимся :)

Ну, и вообще, мы всегда поддерживали фестивальные начинания. У нас проходили фестивали Сергея Григорьева, когда он делал свой MagerFest, и Юрия Катунина. Old Skull в Aurora Concert Hall последние, наверное, года три проводится.

— Сейчас в Питере несколько фестивалей, три проходят фактические одновременно. Какой вам из них ближе?

Сергей Яскевич: Наверное, всё-таки катунинский фестиваль, потому что он честнее. Я больше люблю фесты, на которых много пивоваров, а не дистрибьюторов. Конечно, очень круто, когда можно заявить, что на фестивале будут Founders и BrewDog, но потом оказывается, что всё пиво представляет импортёр. А у Катунина очень много тех, кто вышел из домашников или кто до сих пор дома варит пиво. Там иногда можно очень интересные сорта попробовать.

Также у нас периодически проходят экспериментальные варки: несколько лет назад мы делали баттлы «портер против стаута» и «Москва против Питера». Постоянно сотрудничаем с музыкантами. В Минск привезли два таких пива. Первый — «Тролль во мху». Это уже третья версия пива, которое каждый год мы варим с группой «Тролль гнёт ель». Это наши хорошие друзья. Для варки этого пива они собирают настоящие еловые побеги. Группа даже снимала клип «Выпить залпом» у нас в пивоварне.

— Ещё одно новое пиво с музыкантами — Flower In Ice.

Сергей Яскевич: Да, оно сварено с проектом Diary Of Dreams. Мы совершенно случайно зацепили Адриана Хейтса, когда он выступал в Aurora Concert Hall. Пригласили его, как часто зовём других: «Хотите на пивоварню зайти? Все ходят, фоткаются». Вот, и с ним так же. А потом говорим: «Может сварим пиво вместе?» Он и согласился. Так начались долгие месяцы обсуждения сорта. Он хотел что-то немецкое сделать и предлагал альтбир. Но альтбир мы и так каждый год делаем, он уже надоел. Я предложил ему сварить гозе. Он такой: «Я не пил гозе». «Так, стоп, — говорю, — ты же немец!» Но он из Дюссельдорфа, а там все пьют альтбир, а гозе — в Лейпциге. В итоге он специально поехал в Лейпциг, попробовал такое пиво, и оно ему понравилось.

В общем, потом он приехал к нам, пришёл такой звёздный, в модной одежде, думал, просто походит-пофоткается. А мы ему: вот солодок, вот дробилочка, вперёд, работай. Он молодец — работал, таскал. Втянулся, и ему очень понравилось. Так и получился этот сорт. Если бы девочки-готы научились пользоваться Untappd, этот сорт уже в мировой топ попал бы :)

Вадим Титов: Была очень интересная презентация. Обычно на такие мероприятия приходит знакомые люди, все, кто интересуется пивом или следит за новинками конкретных пивоварен. А здесь — цвет готики: девочки с зелёными волосами и чёрными губами. Мы не ожидали такого ажиотажа. В холодильник поставили 10 коробочек пива, и всё очень быстро выпили.

Сергей Яскевич: Фишка же в чём ещё там. Этикетку рисовал тот же дизайнер, кто делает обложки для группы. И розу для неё немецкая фотографиня, которая всех знаковых немецких музыкантов фоткает, специально заморозила в куске льда. Это работа от души и выполнена как раз в стилистике альбомов группы.

Вадим Титов: После этого мы решили отпочковать от себя так называемый сайд-проект Rock’n’Beer. Сначала мы подумали, что целиком посвятим его музыкантам, потом поняли, что тогда пиво будет довольно редко появляться.

— Расскажите подробнее о проекте.

Сергей Яскевич: Мы решили его разделить на две ветви: signature версия, то есть именно с музыкантами, и tribute. Надо было давно это сделать, потому что Knightberg за 10 лет занял специфическую нишу: от пивоварни не ждут экспериментов. Все знают, что Knightberg делает очень качественные, хорошие, классические сорта, но того, что сейчас в тренде, что модно, мы не делаем. И вот, отпочковав Rock’n’Beer, мы получили возможность удивлять.

Одним из релизов стал India Pale Lager, посвящённый знаменитой песне «Born Slippy» группы Underworld. Другая безумная вещь — по мотивам песни группы Babymetal «Gimme Chocolate». У нас есть две истории, как появилось это пиво. Первая, официальная, что мы долго думали и наконец-то придумали :) Вторая — как на самом деле это всё происходило. Все же знают, что лучшие вещи в мире начинаются с двух фраз: либо «А что, если…», либо «Ой, всё пропало». Вот у нас началось со второго варианта. Однажды прибежал пивовар и сказал, что шоколадную смесь, которую должен был добавить в Shisha, он задал в балтийский портер. Мы подумали и решили добавить туда ещё орехи, которые оставались с варки имперского стаута. Так получился сорт, который сейчас чуть ли не опережает изначальный балтийский портер по оценкам.

Скоро под брендом Rock’n’Beer выйдет ещё один трибьют — барливайн, выдержанный год в коньячных бочках. Это посвящение группе Joy Division, пиво будет называться Walk in Silence. Это мрачная, тяжёлая вещь, как и пиво. Оно очень крепкое, отлично настоялось в бочках и взяло коньячные оттенки из них. Мы привезли бочки с «ДагВина», из которых буквально с утра слили коньяк.

— Ваши совместные сорта с музыкантами, это во многом результат того, что пивоварня находится на концертной площадке?

Сергей Яскевич: Да, но ещё и увлечение музыкой. Плюс с музыкантами интересно работать, потому что пивоварение — тоже вид творчества. Кто-то делает музыку, кто-то — пиво.

— Что составляет основной ассортимент Knightberg сейчас?

Сергей Яскевич: Преимущественно классические сорта. То есть то, с чего мы начинали. Одним из первых был балтийский портер, который варим 10 лет уже, и всё это время у него один и тот же вкус. Лагер у нас остался, есть пшеничка. Плюс овсяный стаут, Shisha на его базе и пейл-эль с хмелем Citra. Его мы варили ещё тогда, когда этот хмель даже не назывался Citra. Мы его купили у Yakima Chief Ranches ещё под кодовым названием HBC 394. Мы сварили с этим хмелем пиво, оно понравилось, и буквально перед презентацией, чуть ли не за день до неё, из Yakima приходит факс — тогда ещё факсы были! — что теперь этот хмель называется Citra. Я говорю: «Отличное название для пива». Вот, так этот сорт и назывался Citra на протяжении долгого времени, пока в этом году не решили всё поменять: теперь оно будет просто Knightberg American Pale Ale.

Вадим Титов: Ещё в линейке недавно появились IPA и вишнёвое пиво. Наша база — 9–10 постоянных сортов, а остальное — эксперименты. Одним из таких стал коллаб с китайской пивоварней Master GAO.

— Как вы вообще решились на такое сотрудничество?

Сергей Яскевич: С ним долго переписывались. Гао считается в Китае местным Папазяном — это реально безумный чувак, который был одним из первых домашних пивоваров в Китае, а потом стал и одним из первых крафтоваров. Его пивоварня делает отличное пиво, а сейчас там главным пивоваром работает Дима Грибов. Сам Гао отзывается о нём, как о лучшем пивоваре в мире.

— У названия пива необычная история.

Сергей Яскевич: Да, сначала наш главный пивовар предлагала назвать «Аврора», потому что и каждый русский, и каждый китаец знает, что это такое. Потом я предложил назвать пиво, как альбом Жан-Мишель Жарра, — «Сувенир из Китая». Но в итоге пришли к идее, что лучшим вариантом будет «Две потерянные столицы», ведь Нанкин и Санкт-Петербург раньше были столицами своих стран.

— Какие планы на ближайшее время? С кем-то уже договаривались о сотрудничестве?

Сергей Яскевич: Мы будем вариться со всем известным топчиком — Midnight Project. Это будет в середине января. И, если всё срастется, то ещё сделаем совместное пиво с Zagovor и одной популярной европейской пивоварней.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью