Tour de Geuze: «Природа делает всю работу»

Раз в два года в пригороде Брюсселя — регионе Пайоттенланд — проводится фестиваль Tour de Geuze. В его рамках можно свободно посетить несколько гёзерий и пивоварен, занимающихся производством ламбиков и гёза — кислых сортов пива, которые зачастую именуют «бельгийским шампанским». Корреспондент Pivo.by побывал на четырёх производствах и делится своими впечатлениями.

De Cam
Фото: Вячеслав Радионов

Tour de Geuze — это даже не фестиваль в привычном понимании этого слова: во время одного майского уикэнда свои двери открывают 11 производств, а сколько вы посетите и как вы туда попадёте — дело ваше. Правда, каждый раз фонд HORAL, который занимается популяризацией и защитой традиционных бельгийских ламбиков, организует автобусные туры: в течение дня вас провезут по четырём гёзериями. Билеты начинают продавать за несколько месяцев до фестиваля по нескольким маршрутам. На день вы можете выбрать один из них. Мой маршрут включал посещение гёзерий De Cam и Tilquin, а также пивоварен De Troch и 3 Fonteinen. Три из них, кстати, входят в пятёрку лучших пивоварен Бельгии на Untappd.

Отправляясь в Tour de Geuze будьте готовы к тому, что фестивальная программа на каждом производстве будет разная: где-то будут организованные экскурсии, где-то пиво вам не нальют без фирменного бокала (правда, они стоят недорого — €3–4), а в других местах нужно будет менять деньги на специальные жетоны. А ещё вам придётся тяжело, если вы не знаете нидерландского или французского: на английском в бельгийской глубинке говорит далеко не каждый. Гид нашего тура по-английски пытался объявлять только время отъезда: информация крайне важная, потому что остаться одному в брабантской деревне без интернета и знания языка будет хоть и интересно, но довольно неприятно.

Гёзерия De Cam в местечке Гойк — первая точка нашего маршрута. И, как оказалось, самая информативная. Экскурсию по небольшому производству провёл его пивовар (точнее, профессионал, занимающийся блендингом ламбиков) Карель Годо. De Cam — одна из самых молодых гёзерий Бельгии: она была открыта в 1997 году и стала первым подобным производством за 40 лет. Гёзерия размещается в здании, в котором с XVI века находилась старая пивоварня. Сейчас здесь не варят пиво, а покупают ламбики у Boon, Girardin и Lindemans смешивают их и выдерживают, получая уникальные сорта.

Весельчак Карель проводит экскурсию для англоязычной публики, рассказывая об истории предприятия, сложностях производства ламбиков и гёзов. Он показывает большую фотографию, сделанную через микроскоп. «Это всё наши друзья — бретты, педикокки, лактобактерии. Именно они формируют вкус пива. Вообще, природа делает всю работу за нас», — говорит пивовар.

Практически всё пиво на De Cam выдерживается в очень старых 1000-литровых бочках. Главной неожиданностью становится тот факт, что раньше они использовались на чешском заводе Pilsner Urquell. Теперь там всё стерильно и однообразно, как и у сотен других коммерческих пивоварен, но эти бочки ещё не один год послужат для выдержки гёза. «Я счастливый человек. У кого-то есть много денег, есть машины или дома, а у меня — много пива», — смеётся Карель, стоящий в окружении десятков бочек с пивом.

Он угощает посетителей молодым 10-месячным гёзем, который выдерживается в бочках из-под шампанского — они недавно дополнили коллекцию старых бочек, а также нектариновым ламбиком — тоже прямо из бочек. Он ещё не созрел, но пахнет просто потрясающе. На De Cam много ламбиков делают с фруктами и ягодами, но в прошлом году приключилась беда: вишню в соседних садах поели мушки, поэтому криков за 2016 год практически не будет.

После дегустации молодых ламбиков гости отправились на склад, где на время Tour de Geuze пивоварня устроила торговый зал. Здесь можно было купить классический гёз, мега-бленды 4-, 6- и 8-летней выдержки, а также фруктовые сорта — с красной смородиной, черникой, вишней, нектарином. De Cam разливает пиво только в бутылки объёмом 0,75 л, хотя раньше были и меньшие ёмкости — по 0,375 л. Но Карель Годо уверен, что хорошие гёзы и ламбики должны быть только в больших бутылках.

Следующим пунктом путешествия стала пивоварня De Troch в городке Вамбеек. Здесь и речи не было об англоязычной экскурсии, поэтому пришлось довольствоваться самостоятельным походом по пивоварне.

История De Troch ведётся с 1795 года и связана с семьёй де Трох. Пивоварней владели несколько поколений, включая Эгидиуса де Троха и Луи де Троха, которые в разные годы избирались мэрами Вамбеека. Значительная часть оборудования на De Troch работает не один десяток лет. Например, заторный чан был установлен в 1923 году — скоро ему исполнится 100 лет. Примечательно здесь и наличие кулшипов — открытых ёмкостей для остывания сусла. Эта традиционная бельгийская технология сейчас начинает применяться и американскими пивоварнями.

В 1982 году пивоварня перешла в руки племянника Луи де Троха II — Йоса Раеса. Он решил расширить производство фруктовых сортов пива, добавив экзотические вкусы — ананас, банан, лимон, манго. Так появилась линейка Chapeau, которая помогла сохранить пивоварню в то время, когда многие производители ламбиков вынуждены были закрыться.

Теперь эти сорта составляют основу ассортимента. Впрочем, о своих корнях на De Troch не забывают: в 2015 году впервые за 30 лет был выпущен классический Oude Kriek. А старый гёз Oude Geuze Chapeau Cuvée стал одним из первых традиционных местных продуктов, на котором появился логотип Фламандского центра сельского хозяйства и рыболовства.

Третьей пивоварней в рамках тура стала 3 Fonteinen. Она находится в деревеньке Берсел. По соседству, в городке Лот, в прошлом году был открыт цех для выдержки ламбиков, а также центр для посетителей с магазином и дегустационным залом — Lambik-O-Droom. Именно туда мы и отправились. Здесь к фестивалю развернули большой шатёр, где можно было послушать духовой оркестр, перекусить и попробовать молодые ламбики и гёзы прямо из касков — кег с ручной помпой. Раньше 3 Fonteinen почти всё пиво разливали в такие бочки. Даже название пивоварни от этого пошло: с нидерландского 3 Fonteinen переводится как «три фонтана» и указывает на ручные помпы с тремя типами пива, которые изначально выпускались пивоварней — ламбик, фаро и крик.

Как и у многих производителей ламбиков, история 3 Fonteinen началась задолго до появления пивоварни. В 1883 году Якобус Вандерлинден открыл в Берселе отель с кафе, где разместилась небольшая блендерия. Бизнес много раз менял владельцев, пока в 1961 году не попал в руки к Гастону Дебелдеру, который к тому времени уже владел небольшим производством ламбиков и хотел его расширить. Именно его сын Арманд спустя несколько лет решил полностью отказаться от каскового розлива пива и перейти исключительно к хранению и выдержке в бутылках. Так что касковый вариант молодых ламбиков сейчас можно попробовать только в Лоте в Lambik-O-Droom.

До 1999 года 3 Fonteinen оставалась исключительно блендерией, пока Арманд не решил открыть пивоварню, занимающуюся производством ламбиков. Тогда ни один банк не хотел давать кредит на покупку необходимого оборудования. Этому не стоит удивляться, если вспомнить, как один за другим закрывались производители ламбиков в конце XX века. Тем не менее, 3 Fonteinen нашли деньги и открыли первую специализированную пивоварню в Бельгии за 80 лет!

С тех пор компания смогла полностью контролировать выпуск пива и не зависеть от других производителей ламбиков. Впрочем, не всегда у 3 Fonteinen было всё гладко. В 2009 году приключилось страшное: на складе хранения пива сломался термостат и температура поднялась до 60 градусов. Около 80 тысяч бутылок было испорчено, многие взорвались. Зато сохранившиеся стали настоящим раритетом, известным среди бирхантеров как «Hot Cherry». Несмотря на огромные убытки, предприятие смогло восстановить работу, и теперь ламбики и гёзы 3 Fonteinen считаются одними из лучших в Бельгии.

Успех 3 Fonteinen подтолкнул к открытию своего производства Пьер Тилкина. Tilquin — единственная гёзерия во франкоязычной части Валонии. И именно в местечко Ребек мы отправились в конце нашего путешествия.

Своё предприятие Пьер основал в 2009 году, а уже в 2011 году было выпущено первое пиво. Тогда он спешил: всё-таки в современных условиях работать три года «на склад» — задача непростая. Поэтому первым пивом стал Oude Gueuze — бленд 1- и 2-летних ламбиков. Сейчас основной продукт Tilquin — смесь 1-, 2- и 3-летних ламбиков. Здесь не готовят сусло: все ламбики покупаются у других пивоварен — Boon, Lindemans, Girardin, Cantillon. Но в разультате получается настолько качественный продукт, что 75% бутылок Tilquin уходят на экспорт, причём большая часть — в США. Даже в Бельгии далеко не везде встретишь это пиво.

Кроме классических сортов, Tilquin производит и кислый стаут — Stout Rullquin. В рамках Tour de Geuze предприятие решило презентовать его более крепкую версию — Stout Rullquin². Компания предварительно анонсировала, что в одни руки будет продавать не более одной бутылки. Но к нашему приезду на гёзерию этого пива не осталось, как и другой новинки — Pinot Noir A L’Ancienne. Из всех эксклюзивов удалось попробовать лишь мега-бленд за 2017 год и ламбик Quetsche au Fut / van ‘t Vat.

Но и без новинок пиво Tilquin пользовалось у посетителей Tour de Geuze большим спросом. Чему удивляться: вряд ли среди гостей тура были случайные люди. Хоть сейчас кислое пиво считается модным, полюбить его может не всякий. Но уже если вы подсели на ламбики и гёзы, то обязательно через два года отправляйтесь на Tour de Geuze.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью