Журналист Pivo.by посетил Ригу и встретился с единственным в Латвии сертифицированным пивным сомелье, организатором фестиваля Rīga Pours и просто любителем пива Андрисом Расиньшем. Мы поговорили о латвийском крафтовом рынке, работе на крупную пивоваренную компанию и пивных стереотипах.
— Привет! Расскажи пару слов о себе. Чем ты занимаешься?
— Меня зовут Андрис, я директор музея пивоварни Aldaris. В мои обязанности входит большой спектр задач, начиная от маркетинга, позиционирования и event-маркетинга и заканчивая дегустационными сессиями, лекциями и даже консультациями при составлении новых рецептов. Также я работаю пивным сомелье и бренд-амбассадором линейки пива Mežpils Alus. Параллельно с основной должностью, я являюсь соорганизатором фестиваля крафтового пива Rīga Pours, который проходит в этом году впервые.
— У тебя достаточно плотный график. Даже сейчас видно как ты беспокойно поглядываешь на свой телефон в ожидании звонка.
— Да, эти пару недель в преддверии фестиваля выдались действительно сумасшедшими. Очень много организационных моментов, которые мы пытаемся оперативно решать. Даже сейчас, за день до фестиваля возникают вопросы насчёт оборудования, логистики и таймингов. Это очень интересный опыт, но могу сказать точно, что он не для всех.
— Как на твоей основной работе относятся к твоим сайд-проектам?
— На самом деле очень хорошо. Моё руководство понимает, что такие мероприятия продвигают культуру потребления пива в Латвии. Мне очень помогают советами, оборудованием и просто постоянно меня подбадривают. В последнее время я немного сместил вектор в пользу организации фестиваля, и на работе все отнеслись к этому с пониманием.
— Расскажи, как ты стал пивным сомелье и как люди реагируют на такую профессию?
— Я работаю с пивом уже девять лет. Около пяти лет назад я закончил Лондонскую школу пивных сомелье и получил соответствующий диплом. С того времени я работаю уже как сертифицированный специалист и провожу дегустации, обучения и лекции. По началу, многие ухмылялись и относились к моей профессии с недоверием. Так сложилось, что когда люди слышат слово «сомелье», то сразу думают о вине. После того как я провёл несколько мастер-классов и поучаствовал в телевизионных программах, отношение, естественно, изменилось. Например, сейчас я запустил новый проект, в рамках которого я обучаю барменов. Это трёхдневный курс, который включает в себя большой объём информации, основы фуд пейринга, и учит грамотному обращению с таким продуктом как пиво. Когда я прихожу на такие тренинги, персонал готов слушать и учиться и не ставит под сомнение мои навыки.
— Как ты вообще понял, что пиво это твоё?
— Когда я впервые попробовал пиво в сознательном возрасте, мне оно совсем не понравилось. Однако к 18–19 годам я обнаружил, что уже не могу жить без него. В то время я работал совсем в другой сфере, связанной с поставками и продажами одежды и мог позволить себе пить достаточное количество разного, в том числе дорогого, пива. На тот момент я уже начал разбираться в сортах и стилях самостоятельно за счёт своей любознательности. Я уже умел различать английскую и бельгийские школы, пробовал первые ламбики и интересовался пивом в целом. В 2008–2009 года случился экономический кризис. Я потерял свою работу. После того как мне сообщили о сокращении, я в расстроенных чувствах пошёл в свой любимый английский паб, где работал мой хороший друг. Я выглядел подавленным и за разговором объяснил ему всю ситуацию. Он выслушал меня и предложил мне мою первую работу, связанную с пивом. Я начал работать в пивном магазине, который наверняка вспомнят некоторые читатели из России и Беларуси (Brevinga Alus Salons). Магазин насчитывал более чем 200 сортов пива и был одним из лучших мест в Восточной Европе. Местного крафтового пива в то время, к сожалению, особо не было.
— Как часто ты сам пьёшь пиво?
— Признаюсь, мне довольно часто задают этот вопрос, и я понимаю почему. На самом деле пиво для меня это страсть. Это новые тенденции, технологии, новости. Само пиво я пью не так уж и часто. Я могу не пить, например, пару недель, но затем провожу несколько дегустаций подряд и таким образом «догоняю» весь объём. Также я являюсь участником Mikkeller Beer Club Riga, что, безусловно, влияет на частоту и количество употребляемого пива. В то же время, я спокойно могу прийти домой и выпить бокал вина. Сидеть дома по вечерам и литрами пить светлое пиво под закуску — это не про меня и никогда не было про меня. Мне нужно движение, разнообразие.
— В Латвии тоже есть пробелы в культуре потребления?
— Конечно. Я думаю пивная культура во всех странах постсоветского пространства примерно одинаковая. Люди покупают как можно больше дешёвого пива и используют его для того чтобы напиться, употребляя его под солёные и копчёные закуски. Это, безусловно, тормозит развитие культуры как таковой, не говоря уже о разнообразии пивных стилей.
— Я заметил, что ты очень выборочно ставишь оценки в приложении Untappd. Большинство чекинов у тебя без оценки вовсе. С чем это связано?
— На самом деле всё очень просто. Раньше я старался ставить оценку всему пиву что пил. В какой-то момент я понял, что мне довольно тяжело выбрать градацию оценок. Я принял решение, что не буду ставить рейтинг больше чем 1 и меньше 4 пиву, которое я попробовал. Если пиво очень плохое — градация идет от 0,25 до 1. Если хорошее — от 4 и выше. Ещё одной причиной является количество выпитого за раз в процессе дегустации. Бывает, что я забываю что-то «вчекинить» вовремя и на следующий день уже не так четко всё помню. Я использую приложение как блокнот и как каталог пивных заведений. Также в нём очень удобный функционал, который в прогрессивных странах с большим количеством верифицированных баров, позволяет посмотреть актуальные и трендовые новинки в регионе, время их подключения на кран или добавления в меню.
Полный словарь любителя крафтового пива
— Есть ли у тебя вишлист в Untappd и насколько он большой? Быть может есть тот самый «белый кит» от мира пива, которого ты пытаешься поймать несколько лет подряд?
— Да, безусловно. Мои «белые киты» из мира пива — это Bourbon County от Goose Island и Dark Lord от Three Floyds. В свою недавнюю поездку мне удалось попробовать даже несколько вариаций первого, но так и не удалось найти пиво от Three Floyds. В последнее время в роли «китов» для меня выступают скорее некоторые новые пивоварни, сорта от которых очень сложно достать по причине небольших объёмов.
— А что ты думаешь о RateBeer?
— Я не доверяю RateBeer в последнее время. С каждым годом падает количество пользователей сервиса. Недавний скандал с накрученными рейтингами только укрепил моё скептическое отношение к этому проекту. На мой взгляд, Untappd более удобный, мобильный и быстрый. Тем не менее, я не доверяю на 100% оценкам пива, я всегда стараюсь пробовать его самостоятельно. Зачастую, стоит признать, рейтинг достаточно хорошо отражает реальное положение вещей.
— Давай поговорим о рынке Латвии. Как сейчас обстоят дела с крафтовым пивом? Как всё начиналось и на каком этапе рынок сейчас?
— Больную тему ты затронул. Я неравнодушен к рынку крафтового пива в моей стране и мне грустно из-за того что сейчас я наблюдаю очень много ссор и разногласий между пивоварнями и причастными к индустрии людьми. Меня, к сожалению, тоже вовлекли в эти распри. Но давай не будем об этом. Вообще вся движуха началась лет пять назад, когда домашние пивовары обзавелись собственным производством. Первыми на рынке были Labietis и Malduguns. Они выступили локомотивом революции и до сих пор остаются одними из лучших игроков на местной сцене. После этого случился бум псевдо-крафтовых маленьких пивоварен. В прошлом классические пивоварни стали стараться влиться в «тусовку», и начали варить экспериментальные, в их представлении, стили. В основном эти производства базировались в деревнях и на сегодняшний день большинство из них уже закрыто. В последние 2–3 года стало появляться большое количество контрактных пивоварен и небольших производств. Думаю, суммарно их открылось около 15. Так что в последние пару лет всё очень активно развивается.
— Как люди относятся к крафту? Есть ли повышенный интерес в социальных сетях и потребность покупателей в таком пиве?
— Да, безусловно. Очевидно, что интернет лидирует как самый актуальный и мобильный источник информации. Однако, статьи и репортажи, посвящённые крафтовому пиву, появляются и в традиционных СМИ. Конечно, самая деятельная часть тусовки биргиков довольно небольшая и закрытая. Я практически всех знаю в лицо. Постепенно заинтересованные люди подтягиваются и сообщество растёт. Не так быстро как нам бы всем того хотелось, но всё равно я смотрю на это с позитивом.
— Что насчёт заведений? Есть ли помимо проверенных временем баров новички на рынке?
— Сейчас рынок потихоньку прирастает. Помимо «старичков» (Alus Celle и Beerfox) город обрастает новыми заведениями с достаточно широким выбором хорошего пива. Даже сейчас, когда мы организовывали tap takeover накануне фестиваля, мы обратили внимание, что есть достаточное количество баров, которые хотят участвовать в таком мероприятии и готовы предложить свои краны под пиво. Они понимают, что это потенциально очень хорошая ниша с лояльной аудиторией. В Риге сегодня можно в любое время найти бар, где вы сможете выпить хорошего IPA мирового уровня. Это не может не радовать.
В Риге появился «Пивной квартал»
— Сейчас мы обсудили скорее положительные моменты, поэтому мне хочется, чтобы ты добавил немного конструктивной критики. Чего сейчас не хватает рынку?
— К сожалению, если говорить начистоту, качество не растёт параллельно с количеством выпускаемых сортов и открывающихся пивоварен. Есть достаточно примеров откровенно испорченного пива, которое, тем не менее, не уничтожается, а выпускается в продажу. Как клиент я чувствую себя обманутым в таких ситуациях. Особенно это касается домашних пивоваров. Одно дело, когда ты варил пиво в домашних условиях и его пили твои друзья и знакомые, а другое когда ты увеличиваешь объём и выходишь на рынок сбыта. Нужно тщательнее подходить к соблюдению санитарных норм и самому процессу брожения. Вторая большая проблема это непопадание в стиль. Многими пивоварнями сейчас используются заветные аббревиатуры для привлечения покупателя, хотя по стилистике и вкусу пиво оказывается и близко не похожим на признанные образцы. Происходит это потому что этикетка и история создания пива придумываются перед тем как пивовар пробует конечный продукт. В то же время я понимаю, что это долгий процесс и со временем всё должно нормализоваться. Латвия ведь тоже не самая богатая страна в Европе и качественное оборудование для розлива и брожения могут себе позволить далеко не все производители.
— Я заметил, что почти все пивоварни у вас представлены в стеклянной таре. Возможно, в этом и кроется часть проблем? Всё-таки одна из основных причин окисления пива это его некачественный розлив.
— Да, отчасти это так. Особенно это заметно по таким стилям как NEIPA. Что касается пива в бутылке, это продиктовано спросом рынка. Таким образом, ты можешь встать в большее количество заведений. Пивоварни заказывают недорогое китайское оборудование и с помощью него осуществляют розлив в стекло. Без бутылки в бары попасть практически нереально из-за высокой конкуренции. Следующим шагом, конечно, должен стать розлив в банку. Сейчас уже несколько пивоварен используют мобильную линию по розливу пива в алюминиевую тару и, я думаю, что в ближайший год это будет настоящим трендом.
— Есть ли у вас магазины с разливным пивом?
— Да, есть, но не сказал бы, что их много. Они сконцентрированы, в основном, в спальных районах. Посетители таких точек обычно прохладно относятся к крафтовому пиву, так как привыкли к определённым сортам. Их достаточно сложно переубедить или заставить открыть для себя этот мир.
— Назови свой топ-5 пивоварен Латвии?
— Ну, тут я не открою ничего нового. Это, конечно же, Labietis и Malduguns. Они стоят особняком. Также я бы отметил Arpus, Nurme и Hopalla (бывшая пивоварня Kaleju Alus). Если я кого-то забыл, то сразу извиняюсь :)
— Как вам пришла идея организовать собственный фестиваль? Не пожалели ли вы о ней в процессе?
— Да, мы иногда и сами думаем, зачем в это ввязались. Для меня, как для организатора, Rīga Pours это уже второй фестиваль. В 2016 году я курировал фестиваль Riga Craft Beer Fest. После него я очень долго размышлял о необходимости и целесообразности ещё одного мероприятия такого масштаба. Речь даже не идёт о заработке, для меня финансовый успех отнюдь не главное. Сейчас же появилось такое ощущение, что всё пройдёт хорошо. Мы чувствовали необходимость такого фестиваля именно в этом году. В будущем, когда я буду оглядываться назад и вспоминать эти дни, я буду улыбаться. У меня есть чёткое понимание, что такое мероприятие поможет пивной культуре в Латвии. Я вижу интерес со стороны телевизионных каналов и интернет-изданий, что только подтверждает мои слова. Надеюсь, что мы повлияем на рынок в какой-то степени, и все от этого только выиграют. Уже сейчас я могу с уверенностью сказать, что мы не остановимся на этом. Мы учтём все минусы, тщательнее подойдём к планированию и рекламным коммуникациям и выберем следующие даты для будущего фестиваля.
— А что по поводу фестиваля, который ты организовывал в 2016 году? Он был скорее успешным или неудачным?
— Смотря с какой стороны посмотреть. С финансовой точки зрения он был неудачным. Возможно, люди просто не были готовы к такому формату и такой стоимости билетов. При всём этом, люди до сих пор его вспоминают и говорят, что это был лучший фестиваль в Риге. С этой точки зрения я считаю тот опыт успешным. Мы познакомили большое количество местных жителей и гостей с лучшими мировыми образцами пива. Во время подготовки к самому фестивалю я испытывал серьёзный стресс и вёл себя иногда неадекватно по отношению к другим. Я думаю, это о многом говорит. Сейчас же я более расслаблен и чувствую, что держу ситуацию под контролем. Это была хорошая школа, из которой я вынес очень много полезных уроков как организатор и как человек.
— Какие у тебя ожидания от Rīga Pours? Ты говоришь, что деньги отнюдь не главное. Как вы для себя поймёте, что всё прошло хорошо?
— Для нас, как для организаторов, фестиваль будет удачным, если в процессе праздника не будет никаких эксцессов. Люди должны кайфовать и веселиться, всем должно хватить пива и места для отдыха. Само собой, сложно избежать всех проблем. Но мы будем стараться оперативно решать их и реагировать по ситуации. Если же говорить обо мне лично, то для меня идеальным будет сесть спокойно вечерком после фестиваля, закурить сигару и поблагодарить своих друзей и коллег за отлично проведённое время.
— Как вы выбирали участников под фестиваль?
— Кого-то отобрали по личным предпочтениям, кого-то — коллективным решением. У нас было очень много заявок от желающих принять участие пивоварен. Скажу честно, мы планировали чуть больше хэдлайнеров, но многие отказали нам в последний момент по тем или иным причинам. Лично я горжусь тем, что нам удалось привезти пивоварни из США — Pipeworks и Evil Twin. Всё пиво доставлялось к нам на самолёте, поэтому вы можете быть уверены, что это самый свежий продукт. Наладить диалог со многими топовыми пивоварнями мне помогло личное знакомство. Это касается таких пивоварен как Lervig, Amager, To Øl, Zagovor и многих других. Я очень благодарен им, что они меня поддержали и согласились участвовать. Также я не могу не отметить новые пивоварни, которые совсем недавно ворвались в европейский топ: FrauGruber и Fuerst Wiacek. Особняком стоит пивоварня BFM. Для меня большая честь, что нам удалось привезти сразу несколько их сортов, так как обычно они не очень охотно участвуют в фестивалях в принципе.
— Как известно, есть два типа фестивалей — «всё включено» или безлимит, когда ты платишь фиксированную сумму при покупке билета и можешь неограниченно пополнять бокал. И «жетонный», когда ты платишь минимальную сумму за вход, а на самом фестивале покупаешь пиво за деньги или жетоны. Как вы определяли для себя, каким будет ваш фест?
— На самом деле, очень просто. Мы составили список с плюсами и минусами каждой из систем. Оказалось, что «безлимитный» тип имеет куда больше преимуществ. Самым главным аргументом для нас было удобство и выгода для посетителей. Также нельзя не сказать, что биркоины создают определённые доп. расходы: кассовый аппарат и дополнительный персонал для продажи и финального расчёта с участниками. Конечно, сейчас в Латвии достаточно сложно защищать такую систему фестиваля из-за предрассудков населения. Мы осознавали это и смирились с тем, что недовольство в любом случае будет.
— Оправдались ли ваши ожидания по количеству проданных билетов?
— На самом деле у каждого из организаторов были свои ожидания :) По моему мнению, мы продали билетов почти столько, сколько и рассчитывали. Конечно, ты всегда хочешь добиться лучшего результата, но даже сейчас я могу сказать, что с этой точки зрения всё прошло хорошо. Даже сейчас, за день до фестиваля, мы получаем очень много вопросов в социальных сетях по поводу точек и мест продаж, поэтому финальные цифры мы сможем подбить только после окончания Rīga Pours.
— В эти же выходные проходит Варшавский фестиваль пива. Не боялись ли вы соперничества за внимание потребителей?
— Нет, не особо. Так уж получилось, что сейчас почти каждую неделю проходят пивные фестивали по всей Европе. Невозможно, как мне кажется, выбрать такую дату, которая устроит всех и сразу. К тому же, публика у нас немного отличается. Не так много латвийцев ездят в Польшу на этот фестиваль, поэтому мы не переживали на этот счёт. Мы немного переживали из-за гостей из соседних стран: Беларуси, России и Украины. Но, как оказалось, многие сделали выбор именно в пользу нашего фестиваля. Здесь важно сказать ещё и о специфике мероприятия. Для нас было важно разнести даты фестивалей, в которых участвуют наши приглашённые пивоварни.
— Если бы ты мог выбрать только один сорт или стиль пива, то что бы это было?
— Я тоже люблю спрашивать у людей этот вопрос. Сам я, к сожалению, ответить не смогу. Я могу рассказать о своих любимых стилях. Сейчас это New England IPA. Если я вижу на кране пиво в этой стилистике — я непременно его пробую. Также я неравнодушен к кислым сортам. Для себя я заметил следующее: достаточно взять только два сорта от пивоварни — имперский стаут и IPA в стиле Новой Англии, чтобы оценить её уровень. Есть, конечно, частные случаи, когда пивоварня специализируется на кислых, бочковых сортах или же медовухах. Но в остальном эта схема хорошо работает. Идеальный поход в бар для меня это следующий порядок выпитого пива: начать с NEIPA, продолжить кислым сортом и закончить вечер имперским стаутом.
— Как насчёт лагеров?
— На мой взгляд, одна из самых больших проблем с лагером состоит в том, что в мире слишком много плохого пива в таких стилях. Я очень люблю пилснеры, но хороший бывает очень сложно найти. Недавно я был в США и могу сказать, что у них считается обязательным, чтобы у пивоварни был постоянный лагерный сорт.
— Какой сейчас самый популярный стиль в крафтовом сегменте в Латвии?
— Самыми популярными сейчас являются сорта в различных вариациях стиля IPA. Самый трендовый — NEIPA. Такое пиво хорошо продаётся и нравится людям. В то же время, многие пивоварни подтягиваются и по кислым сортам. Те же Nurme и Malduguns делают большие шаги в этом направлении. Сейчас это гозе и берлинер вайссе, но в будущем, надеюсь, это будут более сложные сорта с выдержкой и спонтанной ферментацией. Рынок к этому готов.