На фоне сложной эпидемиологической ситуации в мире всё стремительнее развивается онлайн-торговля, в том числе алкоголя. Сооснователь платформы e-commerce аналитики Profitero Константин Черныш рассуждает на тему, готова ли Беларусь поддержать этот тренд.
Никто не знает, какими в реальности будут последствия COVID-19. Целые страны закрыты на карантин, авиакомпании приземлили свой флот, перенесены олимпийские игры… И только белорусский футбол переживает пик интереса болельщиков со всего мира. Очень жаль, что из-за отсутствия технической возможности, нельзя таким же образом привлечь иностранцев в минские бары и пабы, у которых наступили далеко не самые лучше времена.
Ситуация во всём мире развивается по схожему сценарию: торговля ушла в онлайн. Белорусы не стали исключением и, несмотря на отсутствие карантина, оперативно «положили» службы доставок, которые в какой-то момент перестали справляться с количеством заказов.
К сожалению, из-за действующих в Беларуси ограничений на онлайн-торговлю алкоголем, не весь бизнес имеет возможность адаптироваться к ситуации. Для целого ряда магазинов, «разливаек» и баров возможность доставки алкоголя помогла бы пережить сложное время, сохранить рабочие места и исполнить обязательства перед бюджетом по уплате налогов и сборов.
Ещё одной пострадавшей стороной станут или уже стали производители. И если белорусские предприятия не спешат делиться прогнозами, то, например, компания Diageo, владелец бренда Guinness и Johnnie Walker, ещё месяц назад предупредила своих акционеров о снижении прогноза по выручке на 325 миллионов фунтов.
Буквально на днях в Латвии разрешили продажу алкоголя онлайн на время пандемии. В России уже в ближайшее время может быть разрешена дистанционная продажа алкоголя. Сейчас это похоже на вынужденные меры, но в действительности — это естественный процесс. Сегодня покупатели изменили своё поведение не по своей воле. Через некоторое время они вернутся к обычному ритму жизни, но привычки и вновь приобретённый опыт останется. Онлайн-торговля постепенно вытесняет традиционный ритейл, обратного пути нет.
Вместо поддержания ограничительных мер имеет смысл направить усилия на создание правил, которые помогут сделать торговлю алкоголем онлайн контролируемой. Например, простое требование в обязательном порядке до оформления заказа загрузить документ, подтверждающий возраст, позволит исключить продажу алкоголя несовершеннолетним. А необходимость формирования минимального заказа или оплата услуг доставки станет естественным барьером для продажи дешёвого алкоголя.
При правильном подходе в случае снятия запрета в выигрыше окажутся все: и бизнес, и покупатели, и государство.