Пандемия коронавируса, начавшаяся в начале 2020 года, сильно повлияла на экономику во всём мире. В списке пострадавших отраслей оказалось и пивоварение.
Наверное, больше всех досталось пиву Corona, которое стало предметом мемов: в тренды поисковых систем попали запросы «вирус пива Corona» или «пивной коронавирус». Только в первую неделю марта акции компании подешевели на 8%. Ещё больше по бренду ударили карантинные меры в Мексике: в апреле компания Grupo Modelo, которой принадлежит знаменитая марка пива, пришлось остановить производство.
Компания Carlsberg прогнозировала медленный рост доходов в первом квартале 2020 года, но ситуация оказалась ещё хуже. Выручка пивного гиганта по итогам первого квартала 2020 года сократилась на 6,8% в годовом выражении и составила 12,946 миллиарда датских крон (около 1,88 миллиардов долларов). Рост выручки зафиксирован только в Восточной Европе (2,2%), в Западной Европе произошло снижение на 6,9%, в Азии — на 12,4%.
Продажи пива концерна Heineken за первый квартал сократились на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Восточной Европе, Ближнем Востоке и Африке снижение достигло 6,9%. В России объём продаж пива сократился примерно на 13–15%. Показатель чистой прибыли за первые три месяца 2020 года составил 94 млн евро (в 2019 г. — 299 млн евро).
Второй по величине производитель пива в Китае Tsingtao Brewery Co. сообщил о сокращении чистой прибыли за первый квартал этого года на 33,5% из-за резкого падения продаж. Чистая прибыль компании за отчётный период составила 537,18 млн. юаней (75,91 млн. долларов США), а выручка сократилась на 21% до 6,29 млрд. юаней.
Сохранение режима самоизоляции в США обойдётся пивной промышленности в 8 млрд долларов. По оценкам The Wall Street Journal, в США под угрозой исчезновения оказались тысячи небольших пивоварен. Сейчас они вынуждены простаивать без доходов, а временами даже в убыток себе, поскольку поставленный ранее товар никто не пьёт, а его срок годности неумолимо истекает.
Но проблемы начались и у крупных игроков на американском рынке. Уже сейчас чистый убыток компании Molson Coors Brewing в первом квартале составил 117 млн. долларов против чистой прибыли в размере 151,4 млн. долларов за аналогичный период в прошлом году. Практически на всех рынках компании продажи в ресторанах, барах и кафе упали до нуля.
В Чехии пивовары просят отменить акциз на непроданное пиво. Сейчас производители должны платить акциз за пиво, которое возвращается из дистрибьюторского центра или бара. Во время карантина такая ситуация происходит регулярно, в результате чего потери пивоваров на производство, транспортировку и утилизацию непроданного пива могут достичь 100 млн крон (более 4 млн. долларов). Всё это происходит на фоне общего падения продаж алкоголя в Чехии: только в марте объём сократился на 24%.
В Германии руководство основанной в 1617 году пивоварни Werneck объявило о закрытии, хотя на своём веку предприятие повидало очень немало, включая Вторую мировую войну. Не спас его ни перевод работников на сокращённый день, ни реклама в соцсетях с призывами к «домашней дегустации». Такая участь может постичь и других производителей пива в Германии: продажи упали на 40%, а единственным источником дохода остались супермаркеты.
Производство пива в Бельгии в марте сократилось на 30%. Многим предприятиям пришлось временно прекратить работу. Потребление пива в стране упало на 60% по сравнению с мартом прошлого года.
В России в первом квартале, до введения жёстких карантинных мер, производство пива увеличилось на 2,8%. Но по итогам года ситуация может заметно измениться. Ассоциация производителей пива предложила правительству ряд мер по поддержке производителей пива, чтобы смягчить удар по отрасли.
Крафтовые пивовары Украины просят власти отменить плату за оптовую лицензию и акциз на производство до 2 млн литров в год для поддержки отрасли во время кризиса. «Даже без пандемии эта новорожденная отрасль висела на волоске, а сейчас вообще рискует пропасть», — уверен основатель «Театра пива „Правда“» Юрий Заставный.
В целом аналитики ожидают сокращения мирового рынка пива и сидра по итогам 2020 года на 5%. «Закрытие пабов и баров — это лишь одна из причин неизбежного ухудшения состояния отрасли. Срывы производства и поставок, ограничения экспорта и неуверенность потребителей в будущем также играют свою роль», — заявил аналитик потребительского рынка компании GlobalData Кармен Брайан. Но он также отмечает, что популярность крафтового, слабо- и безалкогольного пива, вероятнее всего, продолжит расти. Это поможет стабилизировать продажи и снова запустить производство после пандемии.