Регионы: как работает пивной магазин «Бочка» в Червене

Пока в Минске презентуют дорогие новинки из разных стран, открывают новые бары и магазины с крафтовым пивом, жителям регионов зачастую приходится довольствоваться бутылочным масс-маркетом. Но это не значит, что пивная жизнь в других городах Беларуси застыла. Журналист Pivo.by побывал в Червене и посмотрел, как работает «Бочка» — первый магазин разливного пива в этом городе, который открылся здесь в 2016 году.

Червень является центром района в Минской области и находится в 65 км от столицы. В нём живёт около 10 тысяч человек, а самым именитым уроженцем города можно назвать космонавта Олега Новицкого. Сергей Царик пока не так известен, но в своём деле стал первопроходцем. После нескольких лет учёбы и работы в Минске, он вернулся в родной город, чтобы открыть здесь пивной магазин.

— Я как-то играл в волейбол с друзьями, наша команда проиграла, и я поехал за пивом. Выбора никакого: в магазине было только обычное бутылочное пиво, тёплое и дорогое. Приезжаю и говорю: «Ребята, вы с ума сошли, я в Минске за эти деньги покупаю разливное прохладное и вкусное». А они смеются: «Ну, иди и купи в Червене». Меня тогда клемануло: есть потребность у людей, надо открыть здесь пивной магазин.

Чтобы лучше подготовиться и разобраться в теме, Сергей стал совмещать основную работу с подработкой в одном из минских магазинов сети «Точка» — получилась своеобразная стажировка.

— Я там честно отработал три месяца, много читал про пиво, много узнал нового, много перепробовал. Начал искать в Червене место для магазина. С первым вариантом не получилось, но потом нашёл этот захудалый павильончик. Раньше здесь было что-то типа пивнухи, но помещение было убитым, даже пола не было. Мы сделали ремонт, и летом 2016 года запустились. Причём запустились хорошо: я приехал за день до официального открытия наводить порядок и как открыл двери, так до 10 вечера и работал. Местные сразу пошли: они видели, что здесь идёт ремонт, спрашивали, что будет. Всё получилось, потому что была потребность в таком месте.

Магазин находится не в самом центре города, но улицу Горбачёва все знают — добраться до магазина можно за пять минут из любой точки на машине.

— Центр — гиблое место для разливайки. В центре Минска есть разливайки? Нет, там только общепит. Потому что, как правило, ты вышел с работы, сел в машину и где-то возле дома уже покупаешь пиво. Так и здесь: улицы Барыкина и Горбачёва можно назвать большим спальным районом. Но вообще к нам ездят со всего города.

Червень не назовёшь богатым городом: средняя зарплата значительно ниже, чем в столице, многие жители и вовсе не могут найти постоянную работу, поэтому большинство не в состоянии позволить себе дорогие развлечения, в том числе и пиво.

— У нас минимальная наценка, потому что мы не арендуем помещение — оно находится в нашей собственности. Цены заметно ниже, чем в Минске. Кроме того, я стараюсь с поставщиками договариваться о скидках. Мы начали с малого: поставили шесть кранов, теперь их уже 12. Первый год вообще осторожничали: если пиво было дороже четырёх рублей за литр, то это уже могло стать для нас проблемой. Сейчас более дорогие вещи привозим на выходные. Если мы за это время не продадим пиво, то с понедельника до среды оно точно никому не нужно будет. Пятница и воскресенье для нас — это 30% отгрузки, суббота — ещё 30%, а понедельник-четверг — оставшаяся часть.

Постоянных сортов половина, остальные находятся в ротации. В основном на кранах массовое пиво — «Лідскае», «Аліварыя», «Варница», «Бочкари», но периодически появляются и относительно редкие для регионов вещи, например, литовский крафти Raudonų Plytų или минские Taler и Hops.

— Мы стараемся людям рассказывать что-то новое о пиве. Надеялись, что уже через год они начнут больше всякими пейл-элями интересоваться, но пока происходит по-другому. Первая половина кранов — базовая: она по выхлопу минимальна, но работает и работает. А остальные — для тех людей, которым хочется чего-то интересного и нового.

Большинство своих клиентов Сергей уже хорошо знает и может заранее сказать, какое пиво они возьмут в этот раз.

— Многие постоянно заходят. Хотя есть такие, которые со временем всё реже у нас появляются. У всех же есть жёны, дети. И это не вопрос алкоголизма. У тех, кто переключается на разливное, бюджет увеличивается, если они не сокращают количество выпитого. Те, кто приходит и берёт по шесть литров, быстро возвращаются к бутылочному пиву в магазине. Наш клиент — тот, кто покупает литр-полтора после работы и литра два на выходные. Для многих свежее разливное пиво стало той радостью, которую они могут себе позволить, но не часто.

Сергей заводит в холодную комнату и показывает, как всё устроено: охладители, вентиляция, кондиционер — всё, как в любом хорошем магазине в Минске. Это он может показать каждому посетителю.

— Я ничего не скрываю, всем рассказываю, как устроен магазин, чтобы каких-то мифов не было. В первое время я людей за ручку брал и заводил сюда. Показывал: вот одна кега, вот другая и т.д. Многие же считают, что можно разбавлять пиво или вообще все сорта с одной кеги наливать — а такие истории бывали в соседних городах. К нам претензий по качеству пива нет.

Такая открытость позволила добиться доверия у клиентов, которым в магазине очень дорожат.

— Самое страшное — потерять это доверие. Если ты хоть один раз какое-то скисшее пиво нальёшь, то человек к тебе не вернётся. После трёх месяцев работы мы выросли, ассортимент становился всё больше и больше. Цены также поднялись: 10% пришлись на инфляцию, ещё 10% — естественный рост цен. С одной стороны, это немножко тревожит, потому покупателей стало чуть меньше. Но чеки у них выросли, и, я думаю, это тоже показатель лояльности и положительного отношения к нам. О нас много хороших отзывов в социальных сетях, есть бонусы для постоянных клиентов. Мы используем все каналы продаж. Есть люди, которые делают предзаказ через Viber: я наливаю пиво, и они после работы его забирают.

Как это ни странно, но в магазине рассчитывают не только на местных покупателей, но и на минскую публику.

— Уже много людей знает, что у нас цены ниже, чем в столичных магазинах. Минчане, когда едут на выходные мимо Червеня, заезжают за пивом. То же самое, когда они возвращаются вечером в воскресенье. Благодаря этому хорошо продаются более дорогие сорта, потому что они всё равно дешевле, чем в Минске.

Хотя сложностей, по сравнению со столицей, у магазина в Червене возникает значительно больше. Многие поставщики пока ещё несерьёзно относятся к регионам.

— В Минске ты с утра звонишь и говоришь, что надо углекислота, фисташки или пиво, и тебе вечером это привозят. Здесь так не получается. Снабжение хромает. Мне звонят и говорят: «Ты в четверг сделай заказ, мы тебе может в понедельник привезём». Какой понедельник!? Как правило, основной наплыв в пятницу и субботу происходит. Хотя, когда был Чемпионат мира по футболу, люди стабильно во все дни вечером заходили. До 7 вечера могло быть 20–25% всех продаж, а потом народ шёл толпой, и до 9 вечера я без остановки крутился. Два часа работы в таком темпе — и чуть не падаешь.

Больше всего покупателей приходится на лето, когда большой спрос на пиво. Зимой спасают другие товары.

— Мы стартанули в конце апреля, и всё шло по возрастающей. Отойти от магазина до середины октября практическим невозможно. Но есть февраль, когда теоретически можно вообще закрыть магазин. В этом месяце продажи где-то в три раза меньше, чем обычно. Тогда выручает не пиво, а другие товары. Вот рыба у нас есть, вяленое мясо, другие напитки. Для тех, кто живёт рядом, мы ещё являемся и магазином шаговой доступности. На эти товары приходится до 35% продаж в некоторые месяцы.

Несмотря на все сложности, Сергей думает об открытии ещё одного магазина. Но не в Червене. Сейчас в городе уже два места с разливным пивом, и этого достаточно для 10-тысячного города. Так что в ближайшее время, возможно, появится ещё одна «Бочка», но в другом городе.

Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью