Американец собрал более 10 тысяч бирштайнов и открыл музей

Американский коллекционер собрал более 10 тысяч коллекционных пивных кружек с крышками. В гостях у Джорджа Адамса побывали журналисты сайта Atlas Obscura. Pivo.by публикует перевод материала.

Бирштейны
Фото: Jill Nance

Керамические пивные кружки с металлической крышкой, также известные как бирштайны (beerstein), характерны для немецкой пивной культуры. 79-летний Джордж Адамс из Памплина (штат Вирджиния) начал их собирать полвека назад. Он по одному взгляду на кружку способен определить место и время её создания.

— Серая глина говорит, что материал получен из карьеров в Вестервальде, горном массиве в районе города Хёр-Гренцхаузена в немецком регионе Рейнланд-Пфальц, — рассказывает он об одной из старинных кружек. — Окраска и текстура, напоминающая апельсиновую кожуру, получены в результате добавления соли в печь, когда глина раскаляется, и указывают на методы, используемые региональными производителями в период с 1720 по 1800 год. Наконец, посмотрите на форму ручки внизу. Такие появлялись в Вестервальде не ранее 1740 года, но вскоре были заменены.

Своё увлечение Адамс объясняет довольно просто. Его дедушка был иммигрантом первого поколения из Германии.

— Он принёс с собой много традиций Старого Света, — говорит Адамс. — В нашем доме была деревянная кружка с ручкой. Она стояла на полке над камином. Когда мне мать объяснила, что это бирштайн и он принадлежал прадеду, то эта кружка приобрела для меня мифическое значение. Это слово было таким странным; это меня увлекло. Я начал представлять, откуда взялся этот «штайн» и частью какого мира он был.

Адамс начал искать на барахолках старинные кружки и стал покупать тематические книги, чтобы разобраться в истории бирштайнов. Слово «штайн» происходит от немецкого steinzeugkrug, что буквально переводится как глиняный кувшин или каменная кружка. Но со временем этим словом стали называть любую пивную кружку.

Крышки у этих кружек появились для предотвращения распространения чумы. После того, как в 1300 году «чёрная смерть» убила более 25 миллионов человек, европейцы, которые считали, что грязь вызвала чуму, стали искать способы сделать продукты более чистыми. В Германии в начале 1400-х годов приняли законы, которые требовали, чтобы все ёмкости для пищевых продуктов и напитков были закрыты. Так в обычных кружках появились откидные крышки, которые можно было открыть одним большим пальцем.

— Чем больше я узнавал, тем больше меня это затягивало, — признаётся Адамс, чья коллекция вскоре выросла до сотен бирштайнов и заполнила несколько комнат.

В 1980 году он впервые отправился на выставку, где продал несколько своих кружек. Спустя пару лет он купил трейлер, в котором путешествовал и выставлял для показа и продажи более 700 уникальных бирштайнов. Несмотря на работу ветеринарно-санитарным инспектором, ему удавалось отлучаться и посещать по 20 выставок в год. Продавая каждый раз по 20–30 кружек, его ежегодный доход вырос до $25 тысяч.

В 1994 году Адамс принял приглашение Оскара Майера и отправился к нему в Германию. Там он стал учиться искусству изготовления традиционным способом оловянных крышек. А в сельских пивных он познакомился с культурой штайнов.

— Мне казалось, что время повернулось вспять, — вспоминает он. — У всех жителей были свои бирштайны, которые висели на колышках над барной стойкой. Они приходили после работы, пропускали по кружке и шли домой. Иногда собирались целые семьи: даже дети пили слабоалкогольное пиво из своих крошечных кружек.

Вернувшись в США он бросил основную работу и стал путешествовать по Восточному побережью и Среднему Западу, продавая редкие и коллекционные кружки. Большинство уходили по цене около $50, но однажды он выручил около $10 000, продав 150 кружек за четыре дня.

Проблемы со здоровьем и экономический кризис заставили Адамса свернуть бизнес в 2009 году. К тому времени он собрал более 9 000 редких и исторически значимых бирштайнов. Чтобы предоставить общественности доступ к коллекции и своим знаниям он основал музей Steins Unlimited.

Это нетрадиционный музей. Он расположен недалеко от автомагистрали 460 на окраине маленькой деревни, где живёт 200 человек. Основная часть коллекции размещена в двухкомнатном помещении на заднем дворе Адамса, а ценные артефакты хранятся в кирпичном доме с пятью комнатами.

У музея Адамса нет сайта или даже страницы на Facebook. Найти его можно только по двум вывескам около дома. Тем не менее, по словам коллекционера, ежегодно музей посещают полторы тысячи человек.

Внутри музея посетителей встречает массивный 32-литровый фарфоровый сосуд с гравюрой Альбрехта Дюрера. Адамс называет этот бирштайн «немецким пивным королём»: он был выпущен ограниченным тиражом в начале 1950-х годов. Вокруг него стоит более трёх тысяч других кружек. Самые ценные — периода 1850–1910 годов, который коллекционер называет «золотым периодом бирштайнов».

Дальше расположены экспонаты под вывеской «Годы войны»: начиная от момента объединения Германии при Отто фон Бисмарке, Первой мировой войны и заканчивая коллекцией кружек Третьего Рейха.

— Обратите внимание на то, как символы становятся всё более агрессивными по мере увеличения силы Гитлера, — говорит Адамс. Действительно, в 20-х годах на кружках нарисованы довольно странные листья и трезубцы, но к началу 30-х годов появляются свастики и железные кресты, хотя и небольшие и в основном скрытые надписями. Незадолго до Второй мировой эти символы становятся основными.

Вторая часть тура проходит по большой комнате, в которой находится 6 000 кружек. По словам Адамса, они представляют собой каждую крупную пивоварню США XX века. Здесь удивительные резные деревянные бирштайны, стеклянные бокалы с ручками в форме хвостов драконов, кружки с портретами, штайны из стерлингового серебра и даже покрытые золотом. В «призовой комнате» у Адамса хранится около 500 таких экспонатов. Всем им сотни лет, а старейший датируется 1350 годом. Скорее всего, их делали для немецких элит, и они использовались только в качестве украшения стола или в особых случаях.

— Самое смешное, что я был в Европе бесчисленное количество раз и знал многих коллекционеров, но, по правде говоря, большинство моих экспонатов куплены на аукционах, где люди просто пытались избавиться от того, что, по их мнению, было безделушкой, — смеётся Адамс.

Подпишитесь на рассылку Pivo.by

Только главные новости о пиве со всего мира и только раз в неделю.