Ни для кого не секрет, что бельгийская школа пивоварения является одной из самых уважаемых. Бельгийцы, однако, пришли к этому отнюдь не сразу. Было время, когда потребление пива и количество независимых пивоварен было необычайно низким. Журналист Pivo.by встретился с почётным консулом Бельгии в Беларуси Филипом А. Г. Ванденбруле и поговорил о традициях, культуре и перспективах сотрудничества между странами.
— Расскажите о себе. Кем вы работаете и как оказались в Беларуси?
— Я родился в городе Брюгге и сейчас живу как бы на две страны. Неделю я нахожусь в Минске, а остаток месяца провожу у себя на родине. По образованию я инженер-биохимик по специализации «Технологии ферментации». Я работал в крупных ритейл-сетях Бельгии и помогал им развивать и масштабировать бизнес. 17 лет я являлся почётным консулом Бельгии в Беларуси. В данный момент я занимаюсь развитием бизнеса в агропромышленном секторе и в направлении экспорта. Я консультирую бельгийские компании и помогаю им развиваться и находить инвестиционные проекты в Беларуси. В 2006 году мне предложили работу в этой стране, и я согласился.
— Расскажите об этом подробнее.
— С Беларусью у меня особая связь, ведь мои предки более 300 лет назад (в 1700-х годах) жили на территории Браслава и Пинска. Дело в том, что моя фамилия (Vandenbroele — прим. ред.) достаточно старая. Я выяснил, что родовое поместье моих дальних родственников процветало в своё время. Рядом с имением была небольшая сыроварня и маленькая пивоварня. В то время была развита микроэкономика, и зажиточные семьи могли себе позволить иметь собственное локальное производство. Мне, конечно, очень хотелось бы возродить что-то такое в том же регионе, но тут вопрос готовности людей к таким переменам.
— Сильно ли поменялась страна за те годы, что вы работаете на нашем рынке?
— Да, безусловно. Страна преображается у меня на глазах. Возможно, это не так заметно тем людям, которые живут здесь постоянно, но я вижу разницу. Столица видоизменяется, в регионах открывается всё больше объектов притяжения для туристов, меняются люди. Даже по инвестиционному климату я вижу улучшения, особенно в агропромышленном комплексе. Ещё недавно (до принятия закона о безвизовом режиме) Беларусь посещало порядка 3 500 бизнесменов и туристов из Бельгии. В последние два года всё изменилось. Сейчас около 27 тысяч бельгийцев посещают вашу страну ежегодно.
— Как вы думаете, что позволило Бельгии стать одной из самых известных «пивных» стран?
— На мой взгляд, всё дело в рассредоточенности населения по всей территории страны. В Бельгии очень развит аграрный сектор. В совокупности с богатой историей регионов эта сфера экономики позволяла нам развивать фермерские хозяйства. В результате население не видело смысла уезжать в крупные города и предпочитало оставаться там, где жила их семья. Эта традиционность и семейность бизнеса, если можно так выразиться, влияла на многие сферы жизни, в том числе и на появление локальных пивоварен. Люди любили расслабиться и выпить, а сделать это без пивоварни в регионе практически невозможно. Жители деревень и небольших городов сохранили традиции предков и до сих пор относятся к ним очень бережно, производя пиво по старым рецептам. Для них это больше, чем способ заработка, это дань памяти своей семье. Со временем открывались кафе и рестораны, где было принято подавать пиво, свойственное этому региону. Так происходит и сегодня. В зависимости от области вы можете попробовать большое разнообразие стилей. Это важное качество бельгийцев, которым мы очень гордимся. Мы довольно традиционный народ, с классическими устоями. В то же время мы не пытаемся подражать кому-то, мы делаем то, что считаем нужным. В этом наша уникальность и именно это делает наше пиво эксклюзивным.
— Какие шаги нам следует предпринять, чтобы попасть на мировой рынок и стать конкурентоспособными?
— Это достаточно объёмный вопрос, к которому надо подходить структурно. Например, первое, что приходит в голову — отказ от пэт-тары. Такой способ хранения пива не подходит большинству стилей, так как пластиковая упаковка серьёзно сокращает срок жизни продукта.
Большая доля импортного пива. Как известно, у вас очень сильны традиционные школы Чехии и Германии. Люди до сих пор думают, что только пиво из этих стран может быть качественным и вкусным. Необходимо обучать потребителя, расширять ассортимент и показывать, что в мире пива ещё много всего интересного.
Следует развивать сегмент локальных пивоварен, причём желательно это делать не только в столице, но и в регионах. Люди должны хотеть поддержать своего локального производителя, так как он позволяет получить хороший и качественный продукт, не выезжая за пределы города/района.
Еще бы я отметил такой параметр как качество пива. Многие пивоварни в Бельгии не пытаются варить как можно больше стилей. Этому они предпочитают небольшой, но отточенный временем и большим количеством варок, выбор производимых сортов.
Уникальность также очень важна. Именно так мы развиваем внутренний и внешний туризм. У вас есть традиционные напитки, которые варились здесь издавна (медовуха, сидр, сбитень). Можно, например, начать возрождение культуры с них. Но вы должны уметь рассказать потребителю историю, которая стоит за тем или иным сортом. Необходимо, чтобы продукт обрастал легендой, чтобы гостям хотелось его попробовать и прочувствовать. Это не дело одного месяца и даже не пяти лет. Но начинать можно уже сейчас.
Ну, и, конечно, нужно время и энтузиазм :)
Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик
— В какой город следует поехать туристу, чтобы понять Бельгию через пиво?
— Естественно, я скажу, что Брюгге — это лучшее место для погружения в пивные традиции Бельгии. Самое интересное, что в самом городе находятся только три пивоварни. Все остальные производители рассредоточены по всему региону Западная Фландрия. С другой стороны, город стал коммерческим, так как его посещает огромное количество туристов. Несмотря на всё это, в Брюгге живёт дух старой Бельгии. Здесь находятся несколько очень старых ресторанов, интерьер которых не изменился за всю их историю существования. Я советую посетить локальный пивной фестиваль в одном из региональных городов. Не стоит ехать на крупный фестиваль в Брюсселе. Там будет много народа, много сортов и вы даже не прочувствуете ту домашнюю, уютную атмосферу небольшого локального праздника.
— Вы говорили, что подбирали вино для крупной сети гипермаркетов. Как вы считаете, пиво может соперничать с вином в гастрономии?
— Да, определённо. Для меня пиво — лучший аперитив. Оно не такое резкое, как другой алкоголь и идеально подходит для того, чтобы возбудить ваши рецепторы. У нас в Бельгии к пиву относятся с таким же уважением и трепетом. Мы стараемся подбирать закуску в соответствии с сильными сторонами того или иного сорта. В целом методология подбора схожа с вином: различные виды сыров, мясные нарезки (не копчёные и не сильно солёные), брускетты и даже некоторые виды свежих морепродуктов. Я не сторонник сочетания пива и шоколада, но хочу отметить, что некоторые десерты идеально дополняют оттенки пивного вкуса.
— Хотели бы вы сварить собственное пиво в бельгийской традиции здесь в Беларуси или же сделать какое-то мероприятие, посвящённое бельгийскому пиву?
— Да, я работаю в этом направлении. Я бы очень хотел найти производство в следующем году, где мне удастся сварить собственное пиво в бельгийской традиции. Есть, конечно, несколько условных ограничений, которые останавливают меня. Например, если делать это по контракту, то я бы хотел, чтобы пиво выдерживалось около полугода. Не думаю, что каждая пивоварня будет готова предоставить мне свои мощности на столь длительный период. Что касается мероприятий, мы также думаем об этом. На базе посольства Бельгии в Москве мы уже организовывали мини-фестиваль бельгийского пива. Интерес к этому событию был достаточно серьёзный, и всё прошло, как мне кажется, в достаточно уютной и расслабленной атмосфере.
— Все знают про немецкий закон о чистоте пива. Как вы к нему относитесь, и повлиял ли он на пиво в Бельгии?
— Да, я думал об этом. Нужно чётко понимать, для чего это было сделано. В то время качество ингредиентов и итогового продукта было очень низким. Производители добавляли в пиво буквально всё, что было под рукой. Чтобы обезопасить здоровье пьющих граждан и был принят этот закон. Сейчас он, конечно, не актуален. Современные пивоварни имеют достаточно качественный контроль всех процессов. Помимо входного анализа сырья, лаборант контролирует брожение и микробиологический состав будущего пива. Конечно, даже здесь что-то может пойти не по плану. От заражения или неправильного брожения никто не застрахован. Но мы говорим о единичных случаях. Что касается самого закона, я очень рад, что влияние немецкой культуры пивоварения не дошло до Бельгии :)
Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик
— Как вы относитесь к необычным ингредиентам в пиве?
— Это достаточно неоднозначный вопрос. С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы добавить в ваш будущий сорт какой-то дополнительный ингредиент, который усилит тот или иной вкус. Но в то же время я не разделяю эту тенденцию, когда из пива делают своеобразный коктейль. Я был на MCBF в октябре и попробовал сорт, который больше напоминал смузи, а не пиво. Да, это интересно попробовать однажды и в небольшом количестве. Но как по такому сорту можно определить качество пива? Как проследить работу пивовара? Я не смог понять, какой в том сорте был базовый стиль пива! Фруктовое пюре забило абсолютно всё. Возможно, я прозвучу излишне старомодным, но мне ближе более «понятные» эксперименты, когда вы можете разобраться, что пьёте и насладиться продуктом не единожды.
— Что вам нравится в крафтовом пиве?
— Мне очень импонирует эта культура как явление. Вы только посмотрите, как современные крафтовые пивоварни работают с дизайном банок и бутылок! Это ведь эстетично и красиво. Также я фанат личных историй, которые есть у каждой пивоварни. Это не промышленные гиганты с огромными бюджетами и банальными историями про качество и чистоту вкуса. Независимым производителям присущ своеобразный дух протеста и бунтарства. Они пытаются удивлять потребителя, а не только думают о сиюминутной прибыли. Отдельно отмечу тот факт, что в крафтовой индустрии работает очень много молодых людей. Сфера развивается, меняется, приспосабливается под современные реалии.
— Какой стиль пива вы можете пить каждый день?
— Мне очень нравится траппистское пиво. Например, Westmalle Trappist Dubbel. Но всё зависит от конкретной ситуации. Иногда мне хочется выпить и чего-нибудь лёгкого, например, пилснера. Что касается кислых стилей, наподобие гёзов и ламбиков, мне нравится их дегустировать, а не пить литрами. Они как хорошее вино — со временем становятся только лучше.
Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик Фото: Кристина Зубик
— Расскажите какой-нибудь интересный факт о бельгийском пиве.
— На самом деле, таких фактов немало. Попытаюсь, наверное, рассказать о том, как лучшее пиво в мире связано с Беларусью. Пивоваром на знаменитой пивоварне Brouwerij De Sint-Sixtusabdij van Westvleteren работал уроженец Гродно Матвей Шафранский. В 1930 году молодой человек приехал в Бельгию, чтобы учиться пивоварению в университете в городе Гент. В 1933 году Матвей начал работать пивоваром в аббатстве Святого Сикста. Знаменитый сорт Trappist Westvleteren 12 впервые был сварен им в 1940 году. Во время Второй мировой войны работа пивоварни аббатства была практически прекращена. После 1945 года Шафранский начал варить пиво на частной пивоварне St. Bernardus, которая, к слову, находится примерно в 10 км от аббатства. Это было пиво по тому же рецепту, что и знаменитый Westvleteren 12. Варилось оно до 1992 года до окончания лицензионного соглашения.
— В Бельгии есть несколько официальных языков. Есть ли у вас какое-то универсальное слово по аналогии с английским «cheers»?
— Да, я думаю, что вас поймут, если вы скажете santé. В тоже время в некоторых областях предпочитают говорить proost, но французское santé наиболее универсальное слово :)
— На ваш взгляд, пиво объединяет?
— Я думаю, да. Бельгийцам не нужен повод, для того чтобы встретиться и выпить пива. Есть такая фраза на этот счёт, которая отражает всю суть: «Для философских рассуждений лучше подходит вино, для беседы в компании друзей — пиво».