Пиво — это нечто большее, чем просто сумма его ингредиентов, и это факт. Дрожжи — фундаментально важный во всех отношениях организм, а вода необходима для жизни; если их соединить с ячменем и хмелем, мы получим что-то, что сближает людей, существует вне национальностей и культур и вдобавок имеет потрясающий вкус. То же самое можно сказать и о коллаборациях пивоварен. Об этом феномене пишет журнал Vinepair. Pivo.by публикует перевод материала.
Несмотря на то, что подобные коллаборации не приносят особой финансовой выгоды — зачастую они стоят как минимум одной из сторон значительных денег: работа с единомышленниками имеет свои преимущества, включая получение новых знаний, доступ на новые рынки и налаживание связей с другими представителями отрасли.
В 2013 году, когда Райан Уиттер-Мэритью был главным пивоваром в пивоварне Siren Craft Brew, находящейся неподалеку от Лондона, он запустил один из первых в своем роде коллаборационных проектов: International Rainbow Project (Международный проект «Радуга»). Идея была простой: выбрать семь пивоварен (по одной на каждый цвет радуги) и подобрать каждой из них пару в любой другой стране мира.
«Просто в один прекрасный день мне в голову пришла такая идея, — говорит Уиттер-Мэритью, который основал контрактную пивоварню Casita Cerveceria в Фармвилле (Северная Каролина), и сейчас руководит ей. — Siren не было ещё и полугода, я знакомился с сортами пива и пивоварами из Великобритании, и эта идея начала принимать конкретные очертания. Так я пытался бросить коллегам творческий вызов и при этом ещё и повеселиться».
По словам Уиттера-Мэритью, сколько ты вложишь в коллаборацию, столько в итоге и получишь. «Можно просто созвониться и попозировать для фото, а можно провести целый день за обсуждением технологий и научиться чему-нибудь. В моей карьере было и так, и так, — признается он. — Каждая пивоварня делает что-то по-своему, и может быть очень полезно увидеть это своими глазами, задать вопросы и узнать пару секретов».
Дэррон Энли, основатель Siren, говорит, что Rainbow Project стал очень важной частью истории пивоварни. «То, что начиналось как прикольная идея, — говорит он, — стало целым событием, которое завладело воображением людей, приобрело большие масштабы и привлекло внимание к пивной сцене Великобритании».
Rainbow Project родился как забавная, интересная и смелая идея, но в итоге превратился в национальное явление: такие авторитетные пивоварни как 3 Floyds Brewing Company из Хаммонда (Индиана), Firestone Walker из Пасо-Роблес (Калифорния), New Belgium из Форт-Коллинс (Колорадо) и Garage Project из Веллингтона (Новая Зеландия) наладили сотрудничество с одними из лучших пивоварен Великобритании. Но Уиттер-Мэритью и Энли даже не подозревали, насколько влиятельным он станет.
Краткая история американских пивных коллабораций
Брюс Грей, основатель пивоварни Left Handed Giant из Бристоля, разговаривал с Энли за бокалом пива на прошлогоднем Лондонском фестивале крафтового пива, и Энли обмолвился, что подумывает о закрытии проекта. «Ему казалось, что проект уже изжил себя, и что участвовавшие в нём пивоварни потеряли тот энтузиазм, который был у них в самом начале», — говорит Грей. Он добавляет: «Я всегда глубоко уважал то, чего Siren и другим пивоварням, участвовавшим в Rainbow Project, удалось достичь: познакомить широкую аудиторию с небольшими независимыми британскими пивоварнями». Разговор продолжился, и после нескольких бокалов, по словам Грея, он с Энли «пришли к тому, что Left Handed Giant может принять на себя руководство проектом и взять под свое крыло следующее поколение британских пивоварен».
Поскольку Грей высоко ценил то влияние, которое Rainbow Project оказал на пивоварение Великобритании, он с радостью взялся за этот проект, чтобы продолжать развивать сотрудничество между пивоварнями. «Благодаря новой концепции, согласно которой руководство проектом каждые три года передаётся пивоварне, которая была основана в течение последних трёх лет, — поясняет Грей. — Это позволит каждому поколению британских пивоваров преодолевать границы, сотрудничать, учиться, налаживать контакты и расширять влияние британской пивной сцены на мировую пивную сцену».
Другие пивовары также соглашаются с тем, что положительное влияние Rainbow Project нельзя переоценить. «Мне кажется, что благодаря ему возникло множество других проектов подобного рода», — говорит Джон Суэйн, основатель лондонской пивоварни Hackney Brewery, прошлым летом запустившей собственную международную коллаборацию — Skyline Project. Среди других проектов Суэйн отмечает Collabogedden от Elusive Brewing, Collabfest от Brewdog, Northern Powerhouse — сначала от Wylam Brewery, а теперь от Northern Monk, и North Sea Bridges от Fierce.
Суэйн объясняет, что создать проект Skyline его побудила поездка в Нью-Йорк. «У меня была отличная возможность познакомиться с местным пивным сообществом, — говорит он. — Сначала я приехал в KCBC, они познакомили меня с ребятами из Interboro, которые, в свою очередь, представили меня LIC Beer Project. После визита в Other Half меня отправили в Threes, а оттуда — в Strong Rope. Это было захватывающий опыт: я чувствовал, что мне рады, что вокруг меня друзья. Мне бы хотелось, чтобы в нашем городе было что-то подобное».
Используя практически ту же модель, что и Rainbow Project и многие другие схожие проекты, Суэйн организовал сотрудничество между лондонскими и нью-йоркскими пивоварнями, в результате чего на свет появились сорта пива, которые были представлены на Лондонском фестивале крафтового пива 2019 года. «Мы получили отличные отзывы, — говорит Суэйн. — Думаю, мы можем развивать этот проект, и надеюсь, что у нас получится найти что-то особенное в каждом из участвующих городов».
В октябре прошлого года пивоварня Harbour Brewing из Корнуолла объявила о запуске своего нового проекта Radius Project — коллаборации, цель которой заключается в исследовании влияния терруара на пиво. Как и в случае с другими пивными коллаборациями, Radius предусматривает совместную работу пивоваров над каким-либо сортом пива и его совместный выпуск. Если в рамках Rainbow Project в качестве отправной точки и источника вдохновения для пивоваров использовались цвета, то в случае с Harbour в центр внимания попадают различные стили. Каждый сорт пива, сваренный участниками Radius, будет отражать определенный терруар благодаря одному или нескольким ингредиентам, выращенным в радиусе 20 миль от пивоварни, где он был создан.
«На пивной сцене доминирует несколько стилей — в основном это лагеры и пейл-эли или IPA, — говорит Адам Сарджент, брендинг- и контент-менеджер Harbour. — Мы обожаем эти стили, но мы также хотим расширить горизонты любителей пива и дать им более широкий и разнообразный выбор. Цель Radius заключается в том, чтобы показать, каким разным может быть пиво».
Сарджент отмечает, что пивовары очень много времени проводят на производстве и работают не поднимая головы. «Коллаборационные проекты — будь то два пивовара, работающие над одним пивом вместе или группа независимых пивоваров, работающих в рамках одной темы, — дают возможность общаться и знакомиться с тем, как мыслят другие, и это всегда полезно, — говорит он. — С точки зрения любителя пива очень захватывающе наблюдать, как несколько пивоварен работают над одним и тем же, но в итоге получают разные результаты, и разбираться в том, что на это влияет».