Об успехах пивоваров США в переработке отходов производства рассказывает автор сайта Salon Этан Фикселл. Pivo.by публикует перевод материала.
«Ешьте пиво!» — призывает Regrained, компания из Сан-Франциско, делающая из дробины батончики-мюсли.
— Примерно 40% производимой в мире пищи так и не потребляется, — говорит соучредитель Regrained Дэн Курцрок. — Наша цель — замкнуть круговорот питательных веществ.
Ситуация такова, что в настоящее время в США существует 4 500 пивоваренных заводов — больше, чем когда-либо, так как предыдущий рекорд (4 131) был установлен в 1873 году. Это хорошо для любителей пива, но может быть проблемой для всего мира: как и другие производства, пивоварни истощают природные ресурсы и вырабатывают побочные продукты, что может поставить под угрозу чистоту окружающей среды. До 85% побочных продуктов пивоварения составляет отработанное зерно. Но эти отходы всё ещё имеют большую питательную и финансовую ценность, поэтому пивовары и предприниматели стараются найти наиболее эффективные и выгодные способы преобразования отходов из обузы в источник прибыли.
New Belgium Brewing, четвёртая по величине пивоварня в стране, производит около миллиона баррелей пива каждый год. Их пивоварня в Форт Коллинз, штат Колорадо, в прошлом году произвела 73 миллиона фунтов отработанного зерна, которое было продано местному фермеру, держащему около 8 000 голов крупного рогатого скота.
— Некоторые исследования показывают, что использование дробины на корм коровам на самом деле имеет наибольший потенциал для снижения уровня выброса парниковых газов, поскольку этот объём корма не нужно выращивать специально, — объясняет Кэти Уоллес, заместитель директора New Belgium.
Тем не менее, компания сталкивается с определёнными трудностями на своём втором производстве, в Эшвилле, штат Северная Каролина, где нет больших ферм и крупного рогатого скота.
— Трудно найти одного фермера, который был бы в состоянии взять на себя предлагаемую нами нагрузку, — объясняет Ник Эмпе, специалист по охране окружающей среды в New Belgium. — Необходимо распределить нагрузку между фермерами, поэтому мы сотрудничаем с их общиной.
Фермеры могут внести небольшую плату, чтобы присоединиться к местной некоммерческой организации Brewer’s Grain Alliance, что позволяет им покупать дробину по сниженной цене.
— Мы могли бы продавать нашу дробину дороже, но она не уходит далее 100 миль от Эшвилла, — говорит Эмпе.
Благодаря всем этим мерам, New Belgium в состоянии дать новую жизнь 99,8% своих отходов. Их экологическая политика превосходит успехи других пивоварен, но, как отмечает Кэти Уоллес, «любая пивоварня может достигнуть таких же успехов, ведь можно не просто сплавить свою дробину, а ещё и заработать на этом. Это просто разумное бизнес-решение».
Всё это не так просто для пивоваренных заводов в городских условиях: большинство фермеров не хотят вывозить зерно грузовиками с пивоварен в оживлённых городах с узкими улицами, где нужно платить за проезд и стоянку. В мегаполисах дробина оказывается на свалке, где в ходе распада органических веществ образуется метан, воздействие которого на атмосферу более чем в 25 раз хуже, чем у углекислого газа. В малой части городов, которые имеют доступ к одной из менее чем 350 компостных ям в США, перерабатывающих пищевые отходы, при разложении компоста в атмосферу выделяется углекислый газ. Большинство пивоварен не могут позволить себе платить городу за превращение тысяч фунтов дробины в компост.
Так обстоит дело на пивоварне Fremont в Сиэтле, через которую ежедневно проходит до 14 000 фунтов сухого солода. Им повезло на некоторое время найти фермера, готового взять на себя большую часть отработанного зерна, но запланированное вскоре расширение производства может привести к переизбытку. В поисках альтернативных методов утилизации, компания получила грант от города для годичных испытаний с местной станцией метанового брожения.
— Это действительно здорово, как демонстрация возможностей, но если мы хотим использовать эту технологию, мы должны сотрудничать с городом или другими пивоварнями, и усовершенствовать её, — говорит менеджер по качеству Роберт Фулвилер. К сожалению, полномасштабная программа просто не по карману такой пивоварне, как Fremont.
Это одна из причин, по которым Regrained предлагает городским пивоварам возможность превращать их дробину в батончики. После нескольких лет работы с тремя пивоварнями в Сан-Франциско теперь они продают около 10 000 батончиков ежемесячно через интернет, а также в спортивных залах, студиях йоги и т.д.
— Пищевые отходы являются третьим по величине источником выброса парниковых газов, — говорит Дэн Курцрок. — Мы не испытываем пессимизма по этому поводу, скорее мы сосредоточены на потенциале роста: возможности создать что-то вкусное, что также принесёт пользу окружающей среде.
Из дробины также производят лакомства и для домашних животных. Дэвид Крейн, основатель компании Doggie Beer Bones, собирает дробину с шести местных пивоварен в окрестностях Сан-Диего начиная с 2009 года.
Около 3 000 из примерно 3 600 фунтов отработанного зерна, которое он обрабатывает за год, поставляет компания Stone Brewing для производства корма для собак под названием Stone Bones. По-видимому, они вполне питательны.
— Они содержат много клетчатки, а также арахисовое масло и яйца, обеспечивающие собак белком, — утверждает Крейн.
Другие компании последовали этому примеру. Bare Bites в городе Фредерик, штат Мэриленд, например, была основана в 2012 году для выпуска натуральных собачьих кормов из говяжьей печени, но собственный бренд Brew-Yahs появился только год спустя. Через них ежегодно проходит от 300 до 400 фунтов отработанного зерна с пивоварни Monocacy Brewing в Фредерике. Невероятно, но это всего лишь 0,4% от 50 тонн отработанного зерна, ежегодно получаемого на небольшой пивоварне вроде Monocacy.
Ни одна из этих компаний, выпускающих корм для животных, не платит за сырье — пивоварни предлагают им дробину бесплатно. Рынок продуктов из отработанного зерна, будь то для собак или людей, ещё слишком мал, чтобы существенно поддержать даже самую маленькую пивоварню. Но Дэн Курцрок рассматривает свой бизнес в качестве модели для гораздо большего.
— По нашему мнению, нужна целая линейка продуктов из этого материала. Нужно сотрудничать с другими компаниями и привнести этот новый ингредиент, — считает бизнесмен.
Но ни одна компания в настоящее время не занимается дробиной более серьёзно и ответственно, чем Alaskan Brewing из Джуно. Когда Марси и Джеф Ларсоны в 1986 году основали свою компанию, вскоре стало ясно, что без местных программ компостирования, крупных фермеров или производителей батончиков географически отдалённая пивоварня будет иметь довольно серьёзные проблемы с дробиной. После почти десяти лет, в течение которых приходилось сводить концы с концами, развозя зерно по всей округе на корм курам и коровам, в 1995 году Ларсоны установили зерносушилку, которая помогает сохранить зерно от прокисания во время его доставки молочным фермерам в штат Вашингтон.
Затем, в 2008 году, был установлен заторный фильтр-пресс, который, по словам Джефа Ларсона, «выжимает всё лучшее из солода, как эспрессо-машина из кофе, оставляя сухие отходы». Это оборудование пришло на смену фильтрационному чану и за первый год использования сэкономило 1,5 миллиона галлонов воды.
И, наконец, в 2013 году, на Alaskan Brewing установили камеру обжига, которая способна сжигать от 6 до 8 миллионов фунтов отработанного зерна в год, используя его для питания парового котла, который, в свою очередь, обеспечивает энергией саму пивоварню. На 22-ой по величине американской пивоварне 161 000 баррелей в год называют «пивом, сваренным благодаря пиву». Они по-прежнему занимаются настройкой процесса для повышения эффективности, но , как отмечает Энди Клайн, менеджер по коммуникациям, «мы извлекаем гораздо больше пользы из нашей дробины, используя её в качестве источника топлива. Кроме того, мы не тратим деньги на топливо, которое, в противном случае, пришлось бы использовать для генерирования пара».
Так почему же не каждая американская пивоварня сделала такое усилие — особенно, когда пивоварни в перенаселенной Европе используют заторные фильтр-прессы для эффективного использования водных ресурсов уже больше века? Помимо финансовых затрат, Клайн отмечает, что многим пивоварам просто более привычно использовать фильтрационные чаны для извлечения сахара из затора.
— Решиться на переход к заторному фильтр-прессу не так уж легко, и если вы владеете небольшой пивоварней, это, возможно, даже не имеет особого смысла, — считает Клайн.
Alaskan Brewing была основана первопроходцами, адаптирующимися для выживания; большинству других пивоваров не обязательно внедрять более продвинутые средства переработки дробины. Но, как прирождённые новаторы, американские пивовары, как правило, открыты для инвестирования в современные технологии, которые могут помочь окружающей среде и позволяют людям варить пиво ещё долгие десятилетия — единственная проблема в том, что они не могут справиться с этим только своими силами. Если пивовары намерены продолжать внедрять новые методы обработки отходов, правительство и потребители должны их поддерживать.