Как молодые греческие пивовары борются с экономическим кризисом при помощи крафтового пива

Журнал Munchies рассказывает о греческих пивоварах, которые, несмотря на тяжёлые финансовые условия, добились успеха, делая крафтовое пиво в Греции, известной своей любовью к винам. Pivo.by публикует перевод материала.

Греческое пиво Noctua
Фото: Michalis Kyriazides

Проведя несколько лет в безуспешных поисках работы в своём родном городе Афинах, Ианнис Папатанасиу, инженер-механик по профессии, решил сдаться — и начал варить пиво. Прошлой весной Папатанасиу открыл первую мини-пивоварню в городе Спарта.

В один жаркий августовский день, стоя у своей небольшой пивоварни, расположенной в зелёной долине в горах Тайгет рядом с деревней, где выросла его мать, он сказал, что он «очень устал, но счастлив». Почти всё лето он с большим успехом продавал два сорта своего пива под маркой Sparta Beer, лагер и американский светлый эль.

В Греции, известной своей любовью к винам, где продажи крепкого алкоголя резко упали из-за финансовых трудностей, неожиданно популярность начало набирать местное крафтовое пиво, которого до экономического кризиса 2009 года почти не существовало в этой стране. По данным Греческой ассоциации пивоваров, за последние два года количество мини-пивоварен в континентальной части страны и на островах увеличилось более чем в два раза. Как и Папатанасиу, многие представители новой волны крафтовых пивоваров — это образованные молодые люди, не нашедшие себе достойного места на рынке труда (в Греции до сих пор наиболее высокий уровень безработицы в ЕС) и вынужденные что-то предпринимать. Кроме того, это просто молодые люди (преимущественно мужчины), которые любят этот напиток, хотят основать новую индустрию в своей стране, испытывающей финансовые проблемы, и практически с нуля создают современную пивную культуру в Греции.

В прошлом году четверо давних друзей, каждому из которых около 30 лет, открыли первую независимую мини-пивоварню в Афинах. Помещением для неё послужил старый гараж. «Наше дело нелёгкое, но мы его любим», — говорит Ясон Панайотопулос, бывший журналист, оставивший работу на греческой радиостанции, чтобы открыть мини-пивоварню со своими друзьями — двумя инженерами и технологом пищевой промышленности.

Панайотопулос говорит, что он и его друзья, как и основатель Sparta Beer, были заядлыми пивоварами-любителями, и их любовь к пиву росла по мере того, как они пробовали разные сорта высококачественного пива, путешествуя за границей. Около двух лет назад, заметив, что в Греции начинают открываться мини-пивоварни, они решили, что самое время в их родном городе, Афинах, появиться собственному крафтовому пиву, и именно они должны этому поспособствовать. Они вложили в это дело все свои сбережения и средства, предоставленные их семьями, прочесали город в поисках подходящего помещения, и в августе 2016 года открыли свою пивоварню, назвав её Noctua.

Первые сваренные ими сорта — тёмный IPA Night Vision (досл. «ночное зрение» — прим. пер.) и светлый эль Head Twister (досл. «вертящий головой» — прим. пер.) в этом году получили награды за вкус на конкурсе International Beer Challenge. На логотипе компании изображена небольшая сова, Athene Noctura по-латински, обитающая в Афинах и считающаяся её символом. Именно с ней связано название компании и сортов пива, которые она создаёт. Сейчас ребята работают над тем, чтобы сделать непастеризованное крафтовое пиво с ярким и свежим вкусом более популярным в Греции.

Пивовары Noctua
Пивовары компании Noctua. Фото: Michalis Kyriazides

В течение многих десятилетий в Греции, за редкими исключениями, можно было найти лишь бренды, принадлежащие иностранным пивным гигантам, в частности Heineken и Carlsberg Group. Среди напитков, которые варят в Греции — лёгкие лагеры наподобие Mythos или Fix, которые вы наверняка пробовали, если посещали таверны на побережье, да и в целом, если просто были в Греции.

«В Греции очень развита винная культура — традиционно, когда греки пьют пиво, они думают о холодном газированном освежающем летнем напитке — вроде Heineken, который они привыкли пить. Но, на мой взгляд, так случилось только потому, что у них не было выбора, — говорит Мариос Манцукис, владелец Barley Cargo — одного из первых баров крафтового пива в Афинах. — Впрочем, в нашей стране всё же начинали появляться первые крафтовые пивоварни, в том числе Septem, открывшаяся в 2009 году. Сейчас это один из самых известных и широко распространённых крафтовых брендов в Греции. Крафтовые сорта намного более ароматные и обладают сложным вкусом — мне кажется, чем больше греки пробуют это пиво, тем больше оно им нравится».

В баре Barley Cargo, специализирующемся на греческих крафтовых сортах, можно попробовать продукцию Noctua и Sparta Beer. Когда Манцукис (ему 38 лет) открыл своё заведение в 2012 году, он мог выбирать из 60 сортов греческого крафтового пива, а сейчас — более чем из 200. В своём баре он поочередно продаёт 70 греческих сортов, из них разливного пива — 17. «Для Греции это нечто новое и необычное — когда я открывал свой бар, люди думали, что я сошел с ума, но дела у меня идут хорошо, — говорит Манцукис. — Мне нравится рассказывать клиентам о пиве, и видеть, как молодые люди пытаются воспользоваться этой возможностью».

Молодые пивовары добиваются успеха, однако, по крайней пере, на данный момент, в малых масштабах: многие из них продают свою продукцию только местным барам, ресторанам, а также любопытствующим прохожим и туристам. На пользу пивоварам идут предпринимаемые в стране меры по поддержке местной продукции, касающиеся и пива тоже, несмотря на то, что в Греции очень низкий уровень потребления пива по сравнению с другими странами Европы. В то же время, хотя греки ценят качество крафтового пива, которое варят их соотечественники, более высокая цена, чем у привычного Mythos или Heineken, остаётся существенным препятствием для среднестатистического греческого потребителя. В баре Mythos может стоить около трёх евро, а крафтовый напиток — около пяти-шести евро. У крупных пивных компаний также существуют налаженные связи с барами и ресторанами, что затрудняет выход на рынок мелким пивоварням, предлагающим более дорогой продукт.

Пиво 56 Isles
Фото: 56 Isles Brewery

«Это непростой бизнес, но, к сожалению, в Греции любой бизнес сложно открыть», — говорит 35-летний Маринос Александру, совладелец 56 Isles — первой мини-пивоварни на острове Парос, входящем в архипелаг Киклады в Эгейском море, состоящий из 56 островов. Александру, гражданин Кипра, последние 15 лет проживший в Лондоне, открыл мини-пивоварню со своим другом Николасом Павлакисом, который родился и вырос на Паросе. Они познакомились, когда Павлакис приехал в Лондон изучать финансы. Там оба полюбили пиво и загорелись идеей открыть свой бизнес в Греции. В этом году их светлый пилснер, сваренный с использованием ячменя, выращенного на Паросе, выиграл награду Great Taste Awards — крупного конкурса, проводимого Британской гильдией производителей высококачественных продуктов питания.

Открыть пивоварню в Греции непросто. Первоначальные затраты могут превышать 200 000 евро, и начинающим пивоварам приходится использовать семейные сбережения, субсидии Европейского союза и даже банковские кредиты. Кроме того, по словам Иоанны Сидиропулу, одной из немногих женщин среди крафтовых пивоваров Греции, препятствием для производства новых сортов пива в Греции являются высокие налоги и бюрократические барьеры.

Сидиропулу управляет пивоварней Elis Brewery на юго-западе Греции, недалеко от Олимпии, где прошли первые Олимпийские игры. Будучи инженером-химиком, она уехала из Греции в Шотландию учиться пивоварению, и работала в Brewdog — самопровозглашённой «панковской» шотландской пивоварне, которая на сегодня является одним из наиболее быстрорастущих пивных брендов Великобритании.

Ей нравилась её работа, но в то же время она скучала по Греции. Два года назад в Интернете она нашла греческую семью, владевшую винодельней и заинтересованную в открытии мини-пивоварни. С тех пор она управляет этим небольшим предприятием. К созданию пива — светлого эля, пилснера и портера — она подходит с осторожностью, но говорит, что ей хотелось бы больше экспериментов и инноваций. Однако, помимо привычки среднестатистического потребителя к вкусу коммерческого пива, в стране действуют мудреные законы, мешающие пивоварам проявлять креативность.

Пиво Mykonos
Фото: Mykonos Brewing Company

Закон о чистоте пива, принятый в 1922 году (и основанный на немецком законе о чистоте пива из шестнадцатого века) фактически запрещает пивоварам обогащать вкус напитка при помощи свежих фруктов, трав и других ароматических добавок — и даже варить сидр. Летом в закон были внесены изменения, но в нём всё ещё полно технических моментов, которые пивовары пытаются оспорить.

«В Греции всё должно регулироваться, и ввиду того, что пивная культура в стране только зарождается, всё, что мы пытаемся сделать — даже просто добавить в пиво местный розмарин или лемонграсс — это сложнейший процесс, с множеством формальностей и прохождением нескольких бюрократических уровней», — говорит 28-летний Ангелос Ферус, совладелец Mykonos — первой мини-пивоварни на Миконосе, ещё одном острове архипелага Киклады, также известном как место проведения самых дорогих вечеринок в Греции.

Ферус, ещё один инженер, учился в Шотландии на пивовара вместе с Сидиропулу и работал с ней в Brewdog. Открыв своё дело прошлой весной и сварив светлый сэзон и светлый эль с хмелем с западного побережья США (говорят, что в Греции это редкость), Ферус говорит, что хочет развивать пивную культуру в своей стране. Его пиво дозревает в греческих винных бочках, и он надеется сварить первое в Греции кислое пиво, используя штаммы молочнокислых бактерий из греческих йогуртов и молочную кислоту из греческих сыров. Для этого ему придется пройти все круги бюрократического ада.

Ферус также отмечает, что в стране растёт количество «кочующих пивоваров» — молодых людей, не имеющих собственной пивоварни и арендующих помещения для создания пива по собственной рецептуре — как ребята, которые варят самые необычные сорта пива, в том числе Strange Brew и Flaros.

«Думаю, в Греции много молодых пивоваров, смелых и влюбленных в своё дело, стремящихся создавать по-настоящему уникальные крафтовые сорта, — говорит Ферус. — Для этого нужно много работать, но мы этого не боимся — нам повезло, что мы можем делать что-то новое, что-то важное для нашей страны».

Подпишитесь на рассылку Pivo.by

Только главные новости о пиве со всего мира и только раз в неделю.