Российская пивоварня Rewort хорошо известна и представлена в Беларуси. Эта популярность связана, в том числе, с коллаборациями, к которым у команды из Сергиева Посада особое отношение. Совместные варки с пивоварней Rewort уже были у ребят из Jungle Brewery, Midnight Project, Valaduta и Carousel Brewery. Какие-то из них носили разовый характер, некоторые получили продолжение. Журналист Pivo.by встретился с основателем пивоварни Романом Гущиным в преддверии MCBF и обсудил сложности сферы, коллаборации и любовь к Минску.
— Рома, привет! Рад тебя снова видеть в Минске. Готовы к фестивалю?
— Привет! Я тоже рад быть здесь. В этот раз, как мне кажется, мы лучше подготовились к мероприятию. Это касается и привезённых с собой сортов и в целом таймингов и обустройства стенда. У нас был случай, когда мы опаздывали на фестиваль в Санкт-Петербурге и приехали уже спустя два часа после начала. Было весело, но повторять такой опыт нам больше не хочется. Именно поэтому мы всё предусмотрели и спланировали заранее доставку пива и наш приезд. Отдельно стоит отметить сорта, которые мы будем представлять. Многие новинки впервые попадут в бокалы к посетителям.
— Вы уже в третий раз участвуете в MCBF. Вам нравится фестиваль?
— Да, конечно. Мне и моей команде очень нравится город и люди, которые здесь живут. У нас много друзей и знакомых в Беларуси и мы всегда рады их видеть. Что касается фестиваля, мы до сих пор в шоке от количества оценок, которые мы получаем в процессе. Многие люди подходят и делятся своим мнением. В целом, публика прилично подкована в вопросе и достаточно лояльна. В отличие от российского сегмента Untappd, мне кажется, что в Беларуси он более значимый и может влиять на восприятие и частично на продажи.
— У тебя бывает ощущение, что в России иногда достаточно предвзято относятся к тем или иным пивоварням? Как вообще сейчас обстоят дела внутри рынка?
— У нас есть своеобразное разделение на коалиции. Сейчас вообще происходит миграция внутри отрасли, многие пивовары уходят работать в другие компании. Также можно отметить активную работу нескольких пивоварен по выходу на европейские рынки. Сюда я включаю не только продажи, но и участие в различных фестивалях, захватах кранов и т.д. Но вообще, я заметил, что сейчас время возможностей. Ты можешь стремительно взлететь во всевозможные топы, но также можешь и легко потерять потребителя, сделав несколько неудачных шагов.
— Знаю, что вы организуете свой фестиваль. На твой взгляд, фестивали важны для пивоварни или можно и без них?
— Если ты хочешь работать на высоком уровне, то ты просто обязан выставляться на фестивалях. Дальше уже вопрос в уровне и качестве этих фестивалей. Нужно уметь грамотно подходить к их выбору и рассчитывать свои силы. Везде участвовать точно не имеет смысла. Это довольно затратно и не всегда несёт за собой практическую ценность. Например, у нас сейчас идёт своеобразный передел рынка, так как организаторы фестивалей пробуют новые рынки и заходят на новые территории. Мы сами организуем свой фестиваль (SVOI Fest — прим. ред.) и позиционируем его как «домашний». Например, в этом году у нас был своеобразный рекорд: за два дня нас посетило более двух тысяч человек, что для такого города как Сергиев Посад очень неплохо. Мы и дальше будем развиваться и надеемся на то, что он будет становиться всё лучше с каждым годом.
— Фестиваль, пивоварня, импорт ингредиентов, дистрибуция пива, собственная сеть баров — вот далеко не полный список того, чем ты и твоя команда занимаетесь на протяжении уже нескольких лет. Как ты пришёл к этому, ведь, насколько мне известно, пивоварение и всё, что с ним связано, это далеко не основной твой бизнес?
— Тут надо начать немного издалека. Основной мой бизнес, благодаря которому стало возможно развитие новых для меня направлений, не связан с пивом. Это страхование. Я занимаюсь этим уже больше 10 лет и благодаря прибыли из этого бизнеса могу позволить себе пробовать новые для себя сферы. Несколько лет назад кризис и конкуренция на этом рынке немного зажали нас, и мы перестали расти прежними темпами. Тот период жизни компании побудил меня искать другие пути для развития. Так я и решился вложиться в пивоварение, бары и дистрибуцию. Именно такая схема работы (с надежной финансовой подушкой за спиной) и позволяет нам комфортно чувствовать себя в текущих условиях и прочих колебаниях рынка. В то же время мы понимаем, что многие молодые пивоварни не могут сразу вывести свой продукт на высокий уровень, выстроить логистику, продажи и прочие аспекты этого нелегкого бизнеса. Именно поэтому мы открыты для общения и стараемся помогать начинающим пивоварням не только словом, но и делом.
— Как ты всё успеваешь? Где черпаешь вдохновение?
— Да никак не успеваю :) Жена меня не видит сутками, я всё время на телефоне или в дороге. Иногда так хочется всё бросить и просто выпить в баре пива, перезагрузиться. У меня своеобразная философия по жизни. Я верю в то, что нужно работать, пока работается. Я достаточно молод, у меня ещё уйма идей и до сих пор горят глаза. Мне хочется пробовать новое и добиваться успеха. Ну и, конечно, я считаю, что ты должен либо делать что-то качественно и от души, либо не делать этого вообще.
Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский
— Что у вас как у пивоварни сейчас на повестке дня?
— Ох. Сейчас основная головная боль это переезд завода. На данном этапе мы арендуем площади, а это накладывает определённый отпечаток на взаимоотношения с арендодателем. В какой-то момент я понял, что так дальше продолжаться не может и нужно строить свой «дом» с нуля. Мы находимся в процессе покупки здания с землей и надеемся, что сможем переехать туда в самые короткие сроки. Там мы уже сделаем, наконец, всё как мы хотим. Помимо этого мы работаем над нашим ассортиментом, стараясь не отставать от современных трендов. Мы постоянно выпускаем несколько флагманских сортов, разбавляя их экспериментами, сезонными релизами и коллаборациями.
— Для тебя крафтовое пиво — это история про хайп, деньги или же что-то другое?
— Для меня лично, это — удовольствие от осязаемого продукта. Мне нравится то, что мы делаем, и то, куда это нас ведёт. Как мы и обсуждали выше, пивной бизнес никогда не был для меня основной статьёй дохода. Мы как пивоварня достаточно уверенно стоим на ногах и можем позволить себе вкладывать все силы и деньги в оборудование, ингредиенты, продажи. Мы всё ещё инвестируем больше, чем зарабатываем. Но это логичный и не быстрый процесс. У нас есть план, к выполнению пунктов которого мы постепенно идём.
— Нельзя не заметить, что у вас достаточно много коллабораций, причём не только с пивоварнями. Можешь объяснить мне феномен совместных варок и почему сварить вместе пиво это хорошая идея?
— Для нас коллаборация — это история про дружбу и личные отношения между людьми. Это точно не про финансовые аспекты или секреты производства. Приведу яркий пример. Мы приезжаем на фестиваль, знакомимся с местными пивоварами в баре, начинаем общаться и уже через пару часов мы договариваемся о совместной варке. Я не люблю долго запрягать, поэтому обычно от процесса согласования до конкретных действий проходит не так много времени. Ещё один аспект — мы никогда не выбираем пивоварни для коллаборации исходя из их позиции в рейтинге или, например, их возможностей по дистрибуции. Мы подходим к этому, скорее, с творческой точки зрения. Нам приятно переживать незабываемые эмоции в процессе и получать на выходе что-то новое и интересное. Это то, ради чего и нужны коллаборации на мой взгляд. Забавно, что многие до сих пор отказываются делать совместные варки с нами как с пивоварней. Не знаю, с чем это связано, но как есть.
Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский
— Ты пробуешь всё пиво, которое вы выпускаете?
— Да, безусловно. Без этого никак.
— Были ли такое, что тебе сорт очень понравился, а вот потребитель его вообще не оценил?
— Чаще всего бывает так: мне нравится какой-то сорт, а главный пивовар (Антон Васильев — прим. ред.) уже заранее знает, что он «не зайдёт». И так оно по факту и бывает. Но в целом это абсолютно нормальная ситуация, ведь для этого крафтовые пивоварни постоянно работают над новинками. С другой стороны, я — не совсем показательный пример в этой ситуации. Я всё чаще стал отдавать предпочтения к спокойным крафтовым сортам, нежели к диким экспериментам.
— Есть ли вещи, которые тебя бесят в рынке? Например, постоянные перепалки, проверки со стороны надзорных органов, высокая конкуренция или же отношение со стороны потребителя?
— Мы стараемся не участвовать в распрях, так как на это не хватает времени. Иной раз я смотрю на фронтменов некоторых пивоварен и удивляюсь тому, как они находят время на постоянные поездки, презентации и при этом хорошо зарабатывают. Что касается проверок — везде сложно, не только в пивоваренной отрасли. Чего только стоят абсурдные звонки из налоговой со странными и порой подозрительными вопросами. Никто не хочет помогать, но я этого и не прошу. Главное, чтобы не мешали :)
— Представь, что вам нужно организовать ТТО за рубежом. Какие ваши сорта ты бы поставил на краны?
— Возможно, тут со мной не согласился бы главный пивовар, но я бы точно предложил Double Mother T. (двойной шоколадный стаут), Hugo C. (милкшейк-IPA с добавлением пюре клубники, манго и маракуйи), Nutty Nut (портер с добавлением фундука), Fridtjof N. (классический американский IPA с сортом хмеля Mosaic), Angela D. (классический APA в американской традиции) ну и «Крылы адвагi» (коллаборация с Midnight Project, фруктовый сауэр-эль с добавлением пюре малины и маракуйи). Мой подход к формированию ТТО заключается в том, что краны должны охватывать максимально широкую палитру стилей и вкусов, чтобы каждый смог найти для себя что-то по душе.
Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский Фото: Пётр Петровский
— Есть ли у вас планы на экспансию на европейский рынок?
— Да, конечно. Совсем недавно мы отправили девять паллет пива во Францию. Это наш первый осознанный экспорт, который, надеемся, перерастёт во что-то большее. Мы хотим начать работать через таможенный склад одной пограничной страны. После этого мы сможем самостоятельно доставлять пиво в любой европейский бар, не будем зависеть от дистрибьютора и сможем снизить цену для потенциальных покупателей.
— Если абстрагироваться от пива, то какой крепкий алкоголь близок тебе по духу? Есть ли в России перспективы в этом сегменте?
— Наверное, мне ближе всего виски. Его производственный процесс легче, чем производство вина, однако тоже таит в себе много подводных камней и большие временные затраты. В России с крепким алкоголем всё достаточно сложно. Существует огромное лобби крупных холдингов, которые сделают всё возможное, чтобы ты не развивался и не составлял им даже потенциальную конкуренцию.
— В какой момент ты чувствуешь наибольшее удовлетворение от своей работы в разрезе пивоварни?
— Сложный вопрос. Думаю, что когда читаю отзывы о нашем пиве. Причём я говорю не только о положительных оценках, но и также о конструктивной критике. Мне приятно, когда потребитель написал взвешенный комментарий, описал недостатки или достоинства того или иного сорта. Создаётся ощущение осознанного потребления и уважительного отношения к продукту и пивоварне. В конечном итоге все, что мы делаем как производитель, мы делаем для людей.
Редакция Pivo.by выражает благодарность производителю пива ООО «Свои» за сотрудничество.