Пивная критика: что с ней не так?

Пивной писатель Лью Брайсон в журнале All About Beer размышляет о том, есть ли смысл в многочисленных онлайн-отзывах о пиве, и как их можно улучшить. Перевод материала опубликовал сайт Profibeer.

Пиво

Налейте пиво. Сделайте глоток. Каково оно на вкус? Расскажите!

Это пиво — отстой. Это грязноватый пильзнер, бесхарактерный сэзон или горький IPA совсем без аромата — в общем, это отстой, и мир об этом должен знать. Пренебрежительные слова попадают в сеть, твиттер гонит волну. Пивовары огрызаются, а потом, возможно, смеются.

Это пиво просто потрясающее. Это сочный IPA, пронзительный кисляк или пахучий фермерский эль — пиво прекрасно, и мир должен знать об этом. Горячие потоки восхваления охватывают реддит, «плюшкины» запасаются, перекупщики готовятся торговать. Пивовары крякают и, может быть, дают «пять».

Ммм, это пиво — на 84. Это число вписано в пивную матрицу. Со временем проявляется тенденция. Пивовары крякают и изменяют время варки.

Это пиво — номер 26 в нашем списке 125 лучших IPA Западного Орегона. Тусклая похвала, что-то о том, что надежды не были оправданы, продолжайте. Пресс-секретари делают копии для боссов. Клики множатся. Пивовары ухмыляются и ничего не меняют.

В чем цель всего этого? Почему люди пишут, что они думают о пиве? Не только все эти ребята, которые постят тысячи отзывов и оценок на сайтах вроде RateBeer, BeerAdvocate или Untappd, но и профессионалы и полупрофессионалы. Зачем мы это делаем? Можно ли делать это лучше?

Иногда — это для нас самих, чтобы запомнить, что нам понравилось, и почему нам это понравилось (вот почему в 1986 году я начал оценивать пиво). Может быть, мы хотим улучить свои навыки дегустации, и вот как это делается: выпить пиво, подумать о нём, записать свои мысли. Мы отслеживаем свои записи и таким образом понимаем, что нам нравится.

Некоторые из нас делают это для других. С ранних дней существования пивного сообщества его участники делились информацией и опытом. Попробуйте это, оно стоит своих денег, забудьте о том, сходите сюда, поговорите с этим пивоваром…

Некоторые из нас пошли по стопам Майкла Джексона и Джеймса Робертсона и стали писать отзывы для печати в книгах и газетах. Сегодня, благодаря интернету и гуглу, все отзывы доступны широкой аудитории. И здесь появляется проблема Человека-паука — большая сила влечёт за собой большую ответственность. Ну… немного ответственности.

Если вы хотите более ответственно подходить к отзывам о пиве, то, прежде чем оставить свой отзыв или покритиковать, задайте себе эти четыре вопроса:

  1. Знаю ли я достаточно об этом типе пива, чтобы критиковать или восхвалять его?
  2. Относится ли моя критика на самом деле именно к пиву, а не к месту потребления, не к стилю в целом, не к политическим моментам или к тому, кому принадлежит пивоварня?
  3. Кто моя аудитория — лично я, пивовар, другие потребители?
  4. Хочу ли я быть объективным, полезным, остроумным или крутым?

Первое — это самозащита. Вы будете выглядеть дурачком, написав что-то вроде «недостаточно охмелённый для фестбира» или «этот ламбик заражён». Не обязательно быть экспертом, но в курс дела, прежде чем публиковать отзыв, войти стоит.

Второе: все отзывы имеют право на жизнь, но публиковать их нужно на подходящем ресурсе. Например, если вам не нравится атмосфера в баре, не ругайте пиво на антаппде, лучше поставьте бару плохую оценку на йелпе. Если вам не нравятся браун-эли, лучше напишите на фейсбуке или реддите о том, почему, по вашему мнению, брауны — это перевод солода. А если вас не устраивает политика пивовара, это сегодня обсуждают в твиттере.

Аудитория определяет отзыв. Для себя вы можете сделать короткую запись. Чтобы поделиться с другими потребителями, лучше написать более пространно и добавить сравнений: «более солодовый, чем Пиво Икс, и к тому же подешевле». Вы ориентируетесь на пивоваров и хотите, чтобы они отнеслись к вам серьёзно? Напишите лучше емейл.

Если вы хотите быть объективным или полезным, в отзыве можно акцентировать «возможно, я просто не понял это пиво, но, может, вам оно понравится», что добавит вашему отзыву веса — в отличие от «это отстой». Но о простой честности ещё многое можно сказать.

Если вы хотите показаться забавным или крутым (или и то, и другое), не сдерживайте себя. Если ваш отзыв не будет чрезмерным, то он не будет смешным.

Просто помните, что среди всех отзывов пивовары уделяют больше всего внимания ежемесячным отчётам о продажах, а потребители же больше всего ценят свои собственные отзывы. И как бы вы ни представляли вашу аудиторию, вероятнее всего, это вы сами и, может быть, пиарщик пивоварни.