На фоне пандемии потребление пива в Чехии в пересчёте на душу населения рекордно сократилось — на 13 литров. Участники рынка полагают, что, вероятно, локдаун навсегда изменил соотношение продаж фасованного и разливного пива, пишет журнал «ПивО. Технології та Інновації».
В 2020 году было продано 1,4 млрд литров пива, что на 14,4% меньше, чем в 2019-м. По данным Nielsen, продажи пива в барах сократились на 36%, а в магазинах выросли на 5,7%.
При этом доля пива, продаваемого в барах и ресторанах, сократилась с 35% до примерно 20%. Тенденция к снижению объёма потребления пива в барах наблюдалась давно, однако развивалась не так быстро.
— К доковидной ситуации вернуться будет уже тяжело, даже после отмены всех запретов и открытия пабов, — говорит преподаватель экономики пивоварения в Чешским аграрном университете Томаш Майер.
— К 35 процентам 2019 года мы никогда не вернёмся. Мы навсегда останемся на уровне 20 процентов. Из-за пандемии люди привыкли есть дома в более комфортной обстановке. И мини-пивоварни уже реагируют на это, устанавливая линии розлива в банку, — соглашается президент Чешско-Моравской ассоциации мини-пивоваров Ян Шурань.
По его словам, уже пробовали разливать в банку почти все из примерно 500 чешских мини-пивоварен. Некоторые закупили собственные линии розлива, другие пользуются мобильным оборудованием. Он ожидает, что разливать в банку чешские пивоварни будут всё больше, так как именно эта упаковка пользуется спросом у молодёжи.
Из-за пандемии закрылось 15‒20% из примерно 40 тысяч заведений общепита. Объём продаж у ресторанной отрасли упал на 37%. Каждое четвёртое оставшееся заведение находится под угрозой закрытия. Многие люди остались без работы. Остановили производство 25 мини-пивоварен и три промышленные пивоварни из группы Pivovary Lobkowicz — Uherský Brod, Klášter и Vysoký Chlumec.
— Кроме 25 мини-пивоварен коронавирус унёс 25 процентов объёма производства пива, а также все иллюзии о правительстве, — продолжает Шурань. Однако, по его словам, есть и плюсы: малые пивовары узнали, насколько сильно готовы их поддержать клиенты, и освоили новые формы продаж. В том числе большинство мини-пивоварен с тем или иным успехом освоили продажи через интернет.