В следующем году бренду «Рэчыцкае піва» исполнится 30 лет. Впервые оно было сварено в 1989 году на пивоваренном заводе в городе Речица в Гомельской области. Сейчас его производит компания «Бабруйскі бровар», недавно объявившая об обновлении линейки. Pivo.by рассказывает об эволюции бренда «Рэчыцкае піва».
Речицкий пивоваренный завод был построен в 1975 году. Это был один из крупнейших заводов в Беларуси с проектной мощностью 4 миллиона дал пива. Уже в 1983 году предприятие практически полностью было загружено работой и производило 3,4 миллиона дал пива. Сорта были стандартными — «Бархатное», «Беларускае», «Жигулёвское», «Ленинградское», «Московское», «Рижское», «Украинское», «Ячменный колос», пока в 1989 году не появился фирменный бренд «Рэчыцкае».
В 1996 году завод был преобразован в акционерное общество, а в 2000-ом стал совместным белорусско-литовским предприятием и одним из первых в стране взялся за модернизацию производства. Были приобретены кеговая установка и новая линия по розливу пива в стеклянную бутылку. Здесь же впервые в Беларуси появилась линия по выпуску пива в жестяной банке. В начале 2000-ых мощность предприятия увеличилась до 6 миллионов дал.
В мае 2008 года группа компаний Heineken выкупила 51% акций Речицкого пивзавода, а позже и акции миноритарных акционеров, в результате став владельцем 95,4% уставного фонда предприятия. Только вместо роста производства пива на заводе начались сокращения и забастовки. Если в 2007 году «Речицкое» занимало 8,1% в общем объёме производства пива в Беларуси, то уже в 2011 году — лишь 0,5%. В августе 2013 года компания Heineken приняла решение перенести мощности по производству пива и кваса из Речицы на завод в Бобруйске, оставив в Речице лишь склад, солодовню и центр дистрибуции. «Такие меры дадут стимул для дальнейшего роста, обеспечат максимально эффективное использование инвестиций и позволит гарантировать качество производимой продукции в будущем», — заявляла компания. Последняя новость из Речицы датируется 2016 годом, когда завод «Речицапиво» объявил о распродаже имущества.
Несмотря на смерть предприятия, бренд «Рэчыцкае» продолжает существование. С 1 февраля 2018 года он принадлежит компании «Бабруйскі бровар», которой перешёл под контроль пивоваренный завод в Бобруйске. Недавно предприятие представило два обновлённых сорта — «Рэчыцкае Светлае» и «Рэчыцкае Залацістае». В компании заявляют, что за их основу взят рецепт 1989 года. Хотя первым пивом тогда стал тёмный лагер (с 5,4% алкоголя при начальной плотности 15%). За ним последовали другие сорта, большая часть из которых была выпущена уже в годы независимости: «Светлае», «Арыгінальнае», «Любіцельскае», «Асвяжаючае».
В 2000-х дела у «Речицкого» шли весьма неплохо. В 2005 году предприятие выпустило пиво класса премиум — «Речицкое Лебенбир». В 2006 году марки пива «Речицкое Портер» и «Речицкое Светлое» даже стали лауреатами конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь 2006», проведённого комитетом по Стандартизации, Метрологии и Сертификации при совете Министров. Тогда же предприятие входило в тройку лидеров по производству пива в бутылке.
В 2007 году компания начала ребрендинг, в рамках которого была произведена смена оформления и позиционирования пива на рынке. Разработкой концепции занималось агентство РА Salmon DDB.
Уже спустя год, после перехода завода под крыло Heineken, был произведён ещё один ребрендинг. У пива появился строгий дизайн этикетки, разработанный австрийским дизайнерским агентством Pichner & Gattringer, а также новая форма бутылки, для которой впервые была использована крышка twist-off.
Через год появился сорт «Золотистое», который до сих пор в строю. В отличие, например, от «Речицкого Портера», который в своё время считался едва ли не лучшим в Беларуси, но после перехода бренда в руки Heineken был упразднён.
В 2010 году линейка пополнилась пшеничным пивом. Сорт «Речицкое Белый Бархат» был представлен с пафосом, а бренд-менеджер компании заявляла, что «белое пшеничное пиво, благодаря используемым в нём дорогим ингредиентам, исторически являлось настоящей аристократией пивного мира».
В 2011 году был проведён очередной редизайн упаковки. Им вновь занималось агентство Pichler & Gattringer. «Начиная работу над этим проектом, мы ставили перед собой задачу сохранить визуальную узнаваемость бренда, но при этом придать ему большую выразительность. Именно поэтому редизайн не затронул основной визуальный элемент нашего бренда — его логотип. Мы уверены, что обновленный дизайн благодаря элегантной форме бутылки, использованию фольгированной этикетки и единого цвета для всех сортов, позволит „Речицкому“ лучше выделяться среди отечественных и импортных сортов пива на полке, и, конечно, порадует наших потребителей», — заявлял тогда производитель.
В 2013 году появился новый сорт «Речицкое Экспортное», дизайн для которого разработало латвийское агентство Ad Astra Riga. «Дизайн этикетки выдержан в стиле линейки „Речицкого“ и выводит его на новый уровень за счёт использования элементов благородного серебристого оттенка с добавлением нюансов красного цвета, характерного для премиум сортов, таким образом подчёркивая ценности бренда. Логотип и основной цвет „Речицкого“ — глубокий синий, символизирующий чистоту артезианской воды, по-прежнему являются ключевыми деталями в дизайне этикетки. Ясный дизайн позволит бренду быть заметным на полке и выделиться на фоне высококонкурентного пивного ряда в точке продаж. Дизайн получился яркий и современный, сохранив при этом традиционные символы „Речицкого“», – отмечал Гинтс Лагановскис, управляющий партнёр агентства Ad Astra Riga.
Год спустя «Речицкое» стало официальным пивом Чемпионата мира по хоккею в Беларуси. Тогда же компания в очередной раз взялась «освежить» дизайн линейки. Последним крупным событием в истории бренда до смены владельца стал выпуск пива «Речицкое Ржаное» в 2015 году.
С переходом бренда «Речицкое пиво» в руки «Бабруйскага бровара» его ждёт новая жизнь. «„Рэчыцкае“ — бренд с большой и интересной историей. Более 25 лет внедрялись новые сорта и менялись собственники. И, несмотря на изменения, исследования продемонстрировали высокую лояльность потребителей. Сегодня нам важно сохранить и приумножить это отношение. В новом продукте учтены возможности современного производства и новые технологии. Новым символом бренда стал аист — душевный образ Беларуси. Мы усердно работали над тем, чтобы сварить пиво, которое станет гордостью страны и образцом качественного продукта», — говорит Светлана Волковец, директор по маркетингу компании «Бабруйскі бровар».
Производитель заявляет, что планирует нарастить объёмы продаж в два раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, выпустив 150 000 гектолитров пива под маркой «Рэчыцкае». Кроме этого, бренд перешёл в коммуникации с потребителями на белорусский язык и обновил визуальное представление.