Журналист и сомелье Брендан Кирни на сайте Belgian Smaak рассказывает о бельгийской пивоварне Huyghe, производящей пиво под популярным брендом Delirium Tremens. Pivo.by публикует перевод материала.
Джамбо-младший — полуантропоморфный слонёнок из мультфильма «Дамбо», снятого в 1941 году. Согласно сюжету, все насмехаются над ним из-за его длинных ушей. В мультфильме есть знаменитая сцена, в которой Джамбо-младший напивается, и у него начинаются галлюцинации. Он видит труппу розовых слонов, танцующих странные и абсурдные танцы.
Об этой сцене мне напомнил Крис Барнс из Портленда. Он любитель пива и автор блога I Think About Beer. Мы с ним находимся на экскурсии по пивоварне Huyghe, расположенной в бельгийском городе Мелле, с нашим гидом, Филиппом Девольдером, который в пивоварне исполняет обязанности менеджера по закупкам.
А мультфильм Диснея Крис вспомнил потому, что в этой большой пивоварне в 14 километрах от Гента мы повсюду окружены розовыми слонами.
Розовые слоны повсюду, потому что именно они изображены на этикетке самого популярного пива этой пивоварни, и стали символом её успеха.
Во дворе пивоварни даже есть статуя в виде человека, держащего в руках глобус, на котором стоит розовый слон. Цель статуи — напоминать работникам пивоварни о том, что «человек, владеющий розовым слоном, держит в руках весь мир».
Пиво, о котором идёт речь, называется Delirium Tremens. Это латинский термин, которым обозначают острое ухудшение состояния человека, сопровождающееся беспокойством и бредом, наступающее после резкой отмены алкоголя, следующей за длительным запоем. В буквальном переводе на русский язык означает «трясущееся помрачение», а в быту более известен как «белая горячка».
Впервые я услышал о белой горячке в Ирландии на концерте фолк-певца Кристи Мура, который в своей одноимённой песне в поэтической форме рассказывает нам историю человека, столкнувшегося с этим кошмаром: «Прошлой ночью мне приснился сон, хоть не сомкнул я глаз; Считать овец пытались крысы, а я бросил пить; В гостиной слышал голоса, и по лестнице кто-то шагал; Я карабкался по стенам и между стульями бродил».
Само собой, ничего хорошего в этом нет. Белая горячка — это серьёзное и ужасное заболевание, и название пива вызвало немало споров. Оно впервые появилось на полках магазинов в 1980 году, но в нескольких странах не было допущено к продаже. До сих пор с получением разрешений в некоторых государствах есть трудности.
В то же время у создателей этого пива не было ни малейшего намерения продвигать злоупотребление алкоголем. И это не дешёвая маркетинговая уловка. Розовый слон — это скорее эксцентричный намёк на креативное безумие бельгийского пивоварения. Пивоварня прислушивается к критике, и в определённых регионах предложила заменить этикетку и название пива на Delirium.
Бутылки, в которые разливают это пиво, могли бы показаться упаковкой какого-то лекарственного средства, если бы не их невероятная известность. Это бутылки, словно сделанные из керамики, с блестящей синей фольгой, обёрнутой вокруг горлышка и закрывающей крышку.
Но самое интересное и ещё более удивительное, чем бутылка, — это этикетка, на которой изображены словно сошедшие со страниц книги Данте персонажи: танцующие аллигаторы и фиолетовые драконы на шаре, а в каждом углу — розовые слоны Huyghe, удивительные, но уже ставшие легендарными. Вдобавок ко всему, по верхней кромке этикетки летят золотые птицы.
Всё это похоже на иллюстрацию различных стадий белой горячки. Когда я спрашиваю Филиппа о том, кто создал этикетку, от отвечает, что это сделал студент, проходивший в пивоварне летнюю практику. Неплохой пункт для резюме.
Благодаря умному продвижению и дистрибуции по многочисленным международным каналам, а также уникальному стилю и высокому качеству напитка, Delirium Tremens стал флагманским сортом пивоварни Huyghe.
Его варят всего лишь с 1989 года, однако именно это пиво составляет значительную часть продукции, выпускаемой пивоварней. Delirium Tremens получил многочисленные награды по всему миру. Самая выдающаяся из них, «Лучшее пиво в мире», была вручена в 2008 году на Всемирном чемпионате пива в Чикаго в США.
Это бельгийский крепкий эль с 8,5% алкоголя. Особенность его вкусу придают нотки пряностей и цитрусовых, получаемые благодаря использованию трёх разных штаммов дрожжей, включая один уникальный.
Прогуливаясь по пивоварне, мы видим необычные карикатуры бывших владельцев в старом заторном цеху, новенькие резервуары дозревания и непрекращающуюся работу в цеху розлива. Мы узнали здесь много нового, но один из главных выводов — это то, что пивоварня делает всё возможное для того, чтобы снизить энергопотребление и повысить свою экологичность.
По мнению Криса, это самая «зелёная» пивоварня в Бельгии из тех, что ему довелось посещать. У них с Филиппом завязывается увлекательный разговор о том, что в Америке в последние годы происходит нечто похожее, особенно в пивоварне Sierra Nevada Кена Гроссмана.
В Huyghe очень серьёзно относятся к концепции устойчивого развития. Построив новое здание пивоварни, они значительно экономят на сырье, электричестве и воде.
Насколько мы могли видеть, почти всё сырье, применяемое в процессе пивоварения, используется повторно. Благодаря этому с 2008 по 2014 год энергопотребление пивоварни уменьшилось более чем наполовину. Пивоварня уже вырабатывает около 10% затрачиваемой электроэнергии при помощи солнечных батарей, и к 2020 году надеется увеличить этот показатель вдвое. Эти впечатляющие инновации позволили владельцам пивоварни достичь значительной экономии денежных средств.
Наша экскурсия заканчивается в дегустационном зале, оформленном в старинном стиле, с рекламой пива давних лет, старыми бочками и винтажными кувшинами. За стаканчиком Delirium Tremens мы встречаемся с хозяином пивоварни Аленом де Лаэтом. С ним мы продолжаем беседу о том, как важно организовать экологичное производство. Он подчёркивает, что хочет добиться реальных изменений в работе пивоварни, а не делать всё ради показухи или для галочки.
Меня приятно удивляет тот факт, что устойчивое развитие для пивоварни Huyghe связано не только с работой оборудования, но и с людьми. Здесь работает 48 человек (из них 27 на производстве), многие из которых живут в Мелле.
За день до нашей экскурсии местные жители пришли на встречу с Аленом, чтобы выразить свою обеспокоенность по поводу расширения пивоварни и вместе обсудить то, как предприятие могло бы снизить своё воздействие на окружающую среду. Такие инициативы свидетельствуют о дальновидности Huyghe.
Хоть Delirium Tremens и является самым популярным пивом Huyghe, здесь варят множество других сортов.
До появления розового слона в 1980-х пивоварня производила около 13 000 гектолитров пива. В 2014 году этот показатель составил 165 000 гектолитров, более 70% из которых экспортируются в более чем 60 стран по всему миру.
В ассортимент Huyghe входит сорт La Guillotine крепостью 8,5%. Изначально он был выпущен к 200-й годовщине Великой французской революции, но затем прошёл успешный ребрендинг одновременно с изменением рецепта.
Линейка Floris сделала эту пивоварню первой в Бельгии, сварившей фруктовое пиво, но не ламбик, а пшеничное. Также у них есть фирменное бельгийское белое пиво под названием Blanche des Neiges.
В начале 1990-х они выкупили две монастырские пивоварни, Campus и Idesbald, и до сегодняшнего дня продолжают производить их сорта. Недавно они выпустили вторую версию своего аббатского пива, названного в честь аббатства «Эвербоуд», где Ален планирует организовать небольшую пивоварню для варки особых сортов пива.
Кроме того, несколько сортов пива было выпущено ими в сотрудничестве с Mongozo African Breweries. Среди них — банановое пиво, сделанное по образцу традиционного пива племени масаи, проживающего в Кении и Танзании. На нём стоит печать фонда Max Havelaar Foundation. Пивоварня намерена продолжить эти традиции справедливой торговли и занимается подготовкой к выпуску совместно с международной благотворительной организацией OXFAM линейки пива верхового брожения под названием Bolivar, 50% ингредиентов которого (в том числе киноа, рис и сахарный тростник) будут закуплены из источников, соответствующих стандартам справедливой торговли.
Если шапочки, которые нам пришлось носить в гигиенических целях в течение всей экскурсии по пивоварне, показались вам смешными, лучше обратите внимание на те, что носят члены Ордена розового слона.
Джамбо-младший гордился бы ими.
Это братство, основанное в апреле 1992 года и в настоящий момент насчитывающее 23 активных участника, чья задача заключается в сохранении древних традиций и местных сортов пива. Они регулярно организуют благотворительные мероприятия и жертвуют собранные средства отделению детской психиатрии в Мелле, находящемуся под опекой организации «Каритас». По сути они являются гастрономическими и фольклорными покровителями пива Delirium Tremens.
Знаменитый охотник за пивом Майкл Джексон также относился к их числу, и обряд посвящения он, со свойственным себе сдержанным юмором, описал следующим образом:
«Меня подозвал самый суровый из людей в длинных одеяниях, и сказал мне выпить пиво до дна и поклясться в том, что я буду поддерживать его больше, чем какое-либо другое. Delirium Tremens из тех сортов, что обычно пьют небольшими глотками, а сам я дегустатор, а не пьяница, поэтому получилось у меня плохо. Поклясться, что буду продвигать лишь одно пиво, я тоже не мог (уж простите). Несмотря на всё это, меня всё же посвятили при помощи лопатки для размешивания затора, и надели мне на шею ленту с медальоном, украшенным розовым слоном. Я являюсь членом Ордена розового слона уже несколько лет, и могу с уверенностью сказать, что не опозорил его честь».
Пивоварня также владеет международной сетью баров в Испании, Бразилии, Японии, Франции и Италии, однако самым знаменитым из них является Delirium Café в Брюсселе, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как бар, предлагающий наибольшее количество сортов пива.
Но будьте осторожны, посетив это заведение. Если не будете следовать этому совету, то танцующих аллигаторов, фиолетовых драконов и розовых слонов вы увидите не только на бутылке Delirium Tremens.
Меню бара включает более двух тысяч сортов пива. Не успеете оглянуться, как окажетесь в диснеевском мультфильме.