X

Семь самых раздражающих фраз пивных снобов

02.09.2016 13:25

Колумнист The Growler Майкл Эгнью (Michael Agnew) представил анализ самых раздражающих заявлений, которые можно услышать от излишне высокомерных любителей пива.

Иллюстрация: David Witt, DWITT All-Purpose Illustrations

Сумасшедший рост популярности крафтового пива повлёк за собой также и рост пивного снобизма. Это явление не новое — пивные снобы были всегда. Но по мере того, как всё больше и больше людей погрязают в этом безумии, поток растёт. Отчасти это просто иллюзия: количество снобов увеличивается пропорционально увеличению любителей пива в общем.

Социальные сети сделали такое поведение обыденным — или, возможно, его просто становится всё труднее избегать. В Facebook куча групп для пивных фанатов, с множеством фотографий пивных бутылок редких сортов. Треды комментариев превращаются в бесконечное хвастовство друг перед другом в духе «да ну, моё пиво ещё более редкое, чем ваше».

Я хочу провести разграничение между пивными снобами и любителями пива. Последние часто делают заявления, похожие на высказывания первых, но, в отличие от снобов, могут подтвердить эти заявления фактами. Они не выставляют свои знания напоказ и не используют их для подчёркивания собственной важности или создания иллюзии наличия у них превосходного вкуса. Их энтузиазм объясняется реальным интересом к пиву и желанием поделиться знаниями с другими.

Некоторые снобы, в свою очередь, также обладают знаниями, но большинство из них знают ровно столько, чтобы создать иллюзию того, что они — знатоки. В любом случае, они используют свои знания для того, чтобы произвести впечатление на тех, кто знает о пиве не так много. Их высказывания, сознательно или нет, призваны раздуть их собственный статус. Их волнует не пиво, а своё эго.

Вот мой разбор некоторых раздражающих реплик от пивных снобов. Многие из этих цитат взяты непосредственно из комментариев в Facebook.

«Я начал пить крафтовое пиво в конце восьмидесятых. Думаю, тогда я попробовал тысяч девять сортов»

Перевод: Я старый, мне нужно как-то оправдать тот факт, что я пью много пива. Мне не нравится приток новых людей в мой закрытый клуб. Ваше появление лишает меня звания знаменитости, которой я когда-то был. Моё долгожительство и обильное потребление пива делают меня экспертом. Вы должны слушать меня.

«Я пробовал 20-летний Cuvée René,  12- и 17-летний Chimay Blue Label, а также 12-летний Cantillion, и всё это только за последний год»

Перевод: Хотите быть мной?

Подобные заявления напоминают небрежное упоминание, как бы между делом, о знакомстве со знаменитостью. Эти сорта совершенно недоступны, но утверждение, что все эти дегустации произошли в течение года, намекает, что для говорящего это всё — обычное явление: «Я всегда так делаю, это пустяк».

Зависть — мощный инструмент пивных снобов. Они могут надеть мантию знатока благодаря умению выделять примечательные сорта. Чем случайнее они получают это звание, тем больше убеждаются в своей значимости.

«Я выдерживаю … пять лет. Открыть мне его, или ещё подождать?»

Хитрость здесь в том, что это вопрос риторический. Он будет хранить это пиво дальше, и, возможно, не откроет никогда. Это всего лишь сомнительный способ дать всем понять, на каких золотых яйцах он сидит. У вас такого пива, скорее всего, нет. Это подогревает зависть, а зависть придаёт значение (см. выше).

Если вы действительно хотите узнать, каково оно на вкус — откройте. Это всего лишь пиво.

Фото: Table Hopping

«Я так ждал новый двойной IPA, но был сильно разочарован, когда оказалось, что он имеет безвкусный аромат — это просто ещё один IPA!»

Я не совсем уверен, что «безвкусный аромат» существует. Возможно ли, чтобы что-то имело «безвкусный вкус»? Похоже на оксюморон. Но, возможно, я не делаю одолжения там, где следовало бы. В конце концов, ещё Фрэнсис Скотт Фицджеральд сказал: «Тест на высокий интеллект заключается в способности держать в уме две противоположные идеи и в то же время сохранять способность к действию».

Может быть, это означает, что аромат безвкусен в переносном значении? Это также трудно понять. Наверное, «безвкусный вкус» как-то оскорбляет чувство прекрасного?

В цитируемом мной комментарии речь идёт о пиве крупной крафтовой пивоварни, чьи сорта широко доступны. Возможно, автор цитаты имеет предвзятое мнение о пиве этого производителя, что обусловлено размерами производства или другими критериев. Но можно ли судить, даже не попробовав? Выглядит действительно по-снобски.

Или, может, проблема заключается не в конкретном пиве, а в переизбытке выпитых сильноохмелённых сортов? При IBU 100+ невозможно, чтобы двойной IPA не имел вкуса. Даже плохой сорт будет иметь какой-нибудь вкус, и, вероятно, довольно выраженный.

«Если бы я был на вечеринке, где пьют только Bud Light, я бы пил воду»

Да ладно?

«Вы пробовали новый …? Ничего особенного, но мне кажется, он лучше, чем всё, что было ими сварено за пару лет» / «Прошлогодняя партия была лучше»

Вспомните последнюю неделю. Насколько хорошо вы помните, какое новое пиво вы попробовали в середине недели? Можете ли вы описать его в деталях? Вы могли бы распознать его среди аналогичных сортов? Скорее всего, нет.

Без приложения значительных усилий и развитого словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, наша вкусовая память не так точна. Это особенно остро ощущается у недостаточно опытных дегустаторов. У тех, кто имеет опыт дегустации, но не владеет словарным запасом, чтобы описать свои впечатления, происходит когнитивный диссонанс, связанный с тем, что скромное словесное описание не соответствует более детальному вкусовому опыту. Это называется эффектом вербального затмевания и приводит к искажению воспоминания.

Обстоятельства, при которых вы пьёте пиво, влияют на ваш опыт и воспоминания. Что происходило, когда вы пили этот сорт год назад? Вы лежали на берегу озера? Веселились с друзьями? Сидели в одиночестве при слабом освещении за столом, прилежно делая заметки в дневнике дегустаций? А в этом году? Конкретная ситуация может сделать пиво гораздо более привлекательным. Я подозреваю, что большинство из нас не вспомнит, каким на вкус было прошлогоднее пиво. Мы могли бы вспомнить некоторые основные характеристики («тогда оно было слаще»), но детали теряются в дымке.

Но снобы сравнивают не пиво — они сравнивают себя с другими. Такие заявления призваны подчеркнуть их умение распознавать вкус. «Я могу определить разницу. А вы?» Это означает превосходство опыта говорящего: «Я пробовал каждую партию этого редкого пива, о котором все говорят».

Фото: Dan Morris/Thrillist

«Sierra Nevada довольно неплохая для крупной пивоварни» или «Я больше не пью Goose Island, я поддерживаю только реальное крафтовое пиво»

Крафтовое пивоварение выросло. Это больше не младенец и не бунтующий подросток. Это уже полноценный взрослый — индустрия на несколько миллиардов долларов. Отрасль переживает бурный рост, какого не видели в США начиная со второй половины XIX века, когда некогда крохотные компании, такие как Miller или Anheuser-Busch стали первыми общенациональными пивными тяжеловесами. В любой отрасли, которая достигает зрелости, происходят определённые процессы. Некоторые успешные пивоварни вырастают в большие компании.

Крупные компании — это не обязательно плохо. Давайте смотреть правде в глаза: многие небольшие пивоварни делают плохое пиво, и многие крупные делают хорошее. Если мы хотим, чтобы крафтовое пивоварение развивалось, мы должны радоваться успехам других. Единственное, что имеет значение — чтобы пиво оставалось хорошим.

Но для пивных снобов дело заключается в эксклюзивности. Они хотят казаться крутыми, и все должны знать об их крутости. Доступность не приветствуется. Как пиво поможет им стать крутыми, если его может купить каждый?

Им я отвечу, что если бы не такие компании, как Sierra Nevada или Boston Beer Company, современного феномена крафтового пивоварения не было бы, и они по-прежнему пили бы одинаковые лагеры. Эти пивоварни были первооткрывателями, теми, кто варил полновкусные сорта, когда они ещё не были востребованы. И они продолжают поддерживать индустрию так, как только их масштаб может позволить.

Учитывая глубину, широту и качество того, что они делают, Sierra Nevada, возможно, одна из лучших пивоварен в США. Доступность их пива, по-моему, только плюс. Sam Adams изобрели современную идею экстремального пива. Продажа Goose Island корпорации AB-InBev также является чистым плюсом, это позволило им расширить производство пива бельгийского стиля и выдержанных сортов.