Уилл Маккох из журнала Paste рассказывает о первых китайских крафтовых пивоварнях. Pivo.by публикует перевод материала.
По последним подсчётам, в Китае насчитывается более 300 крафтовых пивоварен. Первая из них возникла не в Шанхае, Пекине или Гонконге, а в небольшом (по китайским меркам) городе Нанкине. Человек, положивший начало движению, известен под прозвищем Мастер Гао — в 2008 году он открыл одноимённую пивоварню.
Мастер Гао начинал в качестве домашнего пивовара в Провиденсе, штат Род-Айленд, и был вдохновлён тем, чего достигли в Америке Джим Кох и Sam Adams. Он вернулся в Китай, чтобы начать новый этап в пивной истории страны, и подыскал для этого дом в одном из самых современных пространств Нанкина — развлекательном комплексе 1912 Blocks.
Успех Мастера Гао, как и в случае Джма Коха, объясняется его способностью медленно, но верно воспитывать рынок крафтового пива. Он написал первую в Китае книгу по домашнему пивоварению Get Your Own Brew, и в 2011 году, когда она вышла, ему удалось продать 500 экземпляров. В прошлом году он смог продать уже 10 000. В 2008 он организовал первый в Китае крафтовый фестиваль в Нанкине, на котором побывало менее 1 000 человек. В 2016 году приняли участие уже 5 000 человек со всей страны.
Сегодня в бар Мастера Гао приходят и местные, и туристы. Вокруг знаки перемен. Две китайские девушки, которым по традиции не полагалось пить вообще, а тем более пиво, сидят в баре, пробуя крафт. Компания парней сидит у стойки и ждёт своё пиво, жуя арахис из мисочек. Это сцены, которые теперь можно увидеть в крупных городах по всей стране, каждый город сплотился вокруг своих пионеров крафта. Вот пять пивоварен, стоящие у руля китайского крафтового пивоварения.
Young Master Ales появилась в 2013 году, когда домашний пивовар Рохит Дугар оставил работу в филиале Goldman Sachs в Гонконге, чтобы открыть пивоварню. Как и многие из участников пивной сцены в Китае, он был эмигрантом из Америки, жившим в Гонконге только два с половиной года.
Визитная карточка Young Masters — нефильтрованное пиво без искусственной карбонизации: насыщение газом происходит только во время брожения. Стабилизаторы не применяются — всё для того, чтобы пиво пили свежим, в отличие от продукции массовых производителей, импортируемой из-за рубежа и доминирующей на местном рынке.
Чтобы привлечь местных потребителей, Дугар использует ингредиенты, характерные для традиционной китайской кухни. В бельгийском витбире Mo’ Mo’ Wit обычный апельсин заменили на выдержанную мандариновую кожуру чен пи. В состав Cha Cha Soba Ale входит чай маття, а в сорте In the Mood for Spring используются местные жасмин, хризантема и османтус.
Пивоварня Great Leap была основана в 2010 году мужем и женой — бывшим американским эмигрантом и уроженкой Шаньдуна. Переехав в Китай из штатов, уроженец Кливленда Карл Зетцер был разочарован отсутствием выбора пива, и решил исправлять ситуацию.
Great Leap известна своими экспериментами с местными китайскими ингредиентами, такими как корица (Cinnamon Rock Candy Ale), сычуаньский перец (Honey Ma Blonde) и улун (Iron Buddha Blonde). В этих сочетаниях видно влияние американских и китайских традиций, которое отражает происхождение Зетцера и его жены-соучредительницы, Лю Фанг.
Компания активно развивается — теперь работают три паба с пивоварнями в Пекине, два в районе Дунчэн и один — в Чаояне.
Это грустная история со счастливым концом. Пивоварня была основана в 2010 году Ван Руи из Чунцина. Три года он развивал пивоварню с менее чем 200 до 2 000 л продукции в год. Он пережил взлёты и падения в связи с эволюцией китайского законодательства о пивоварении, наконец получив в апреле 2015 года от властей все официальные документы — казалось, что все дороги открыты.
Через три дня после получения документов случилась трагедия: пожар в соседнем здании перекинулся на пивоварню и уничтожил её. Руи и его семья были потрясены этой катастрофой.
К счастью, закончилось всё хорошо: пивоваренное сообщество в Чэнду и по всему Китаю пришло на помощь Harvest. Мастер Гао также создал в честь пивоварни сорт под названием Phoenix, or Fire Bird, и все средства от его продажи пошли, чтобы помочь восстановить Harvest. Теперь пивоварня возвращается к работе.
Пивовар Хосс Прехайм и его деловые партнёры начали варить пиво в 2012 году. Первоначально пивоварня, расположенная в районе Баоань, называлась Pearl River Craft Brewing Co. и была всего лишь производственным объектом, то есть не продавала своё собственное пиво, а поставляла его в бары и рестораны по всему Шэньчжэню. Три года спустя Прехайм решил, что пришло время открыть паб с собственной пивоварней и открыл в деревне Бэйшунь PEKO Brewing Co.
PEKO получила своё название от древнего эстонского и финского бога урожая и пива. Их фирменный стиль — бледный эль. Также Прехайм производит яблочный сидр Demon Cider и линейку пива в традиционных американских стилях.
Прехайм описывает атмосферу в пабе PEKO как напоминающую «скорее гетто, чем высший свет», с классическим и альтернативным роком, ревущим из динамиков. Здесь подают техасско-мексиканскую кухню и крылышки Баффало, но вы можете прийти со своей едой.
Boxing Cat присоединились к Мастеру Гао одним из первых в 2008 году, открыв пивоварню при пабе Yongfu Lu. Основанный ресторатором Келли Ли, этот паб скорее похож на полноценный ресторан с блюдами американской кухни — бургерами, свининой, жареной курицей и т.д. Здесь есть также собственная коптильня и пекарня.
Позже Келли открыл второе заведение в жилом комплексе Sinan Mansions. Интерьер напоминает гостиную с высокими, мягкими стульями, удобными диванами, небольшими столиками, верандой и бильярдным столом.
Пивовар Boxing Cat Гэри Хайне родом из Техаса. В Yongfu Lu он варит большие партии классического пива в американских стилях: пилснеры, лагеры и т.д., а в Sinan Mansions — более специфические стили, такие как имперские стауты и барливайны. Пивоварня Boxing Cat стала так популярна в Китае, что крупнейший в мире производитель пива корпорация AB InBev обратил внимание на это и купил компанию в рамках программы The High End.