Исследователь истории пива Роуэл Малдер в своём блоге Lost Beers рассказывает о многочисленных пабах в Антверпене в XVI веке и разнообразии сортов пива и вина, которые можно было там попробовать. Pivo.by публикует перевод материала.
В Бельгии множество городов, где можно провести всю ночь, переходя из одного паба в другой. Здесь есть всё: и тёмные местечки, спрятавшиеся за узкими средневековыми порталами, и ярко освещённые забегаловки для простых трудяг. Но лучшее место для прогулки по пабам — это Антверпен: здесь вы встретите моряков, студентов, престарелых хиппи, рабочих и пьяных голландцев. В XVI веке ситуация мало чем отличалась от современной, если верить тому, кто неплохо разбирается в выпивке: самому Бахусу — богу виноделия.
Сегодня в Антверпене около 870 пабов. На то, чтобы выпить пинту пива в каждом из них, вы потратите больше года, а ущерб, который такое путешествие нанесёт вашей печени, так и вовсе сложно оценить. Большинство заведений, само собой, находятся в центре, этом лабиринте из улиц и переулков, то и дело разрезаемых широкими проспектами. Как же часто я бродил здесь, заходил в легендарный Kulminator, джин-бар De Vagant и оживлённый Den Engel. Вспоминается случай, когда мы с подругой случайно оказались в кафе, где собирались фламандские националисты (об этом говорили большие жёлтые флаги на стене), и со всем своим простодушием спросили: «А Stella — это разве фламандское пиво?»
Если верить «Предписанию Бахуса», сатирическому тексту, датированному 1580 г. и посвящённому культуре пития тех времен, Антверпен издавна является городом пабов. Тем, кто интересуется историей бельгийского пива, этот документ обязателен к прочтению. На момент его написания Антверпен был самым крупным городом Исторических Нидерландов с населением 100 000 человек. Амстердам и Брюссель были как минимум в три раза меньше. Антверпен переживал настоящий золотой век: он был самым значимым торговым городом в северо-западной части Европы и не переставал богатеть. Кроме того, в 1577 году были изгнаны ненавидимые бельгийцами испанцы, в городе была провозглашена свобода вероисповедания и был официально разрешён кальвинизм, что, впрочем, не мешало процветать ночной жизни…
В 1580 году увидел свет восьмистраничный буклет под названием «Предписание Бахуса» (Het mandement van Bacchus). Он представлял собой пародию на судебные повестки: в этом документе бог виноделия Бахус призывает своих подданных явиться в «суды», то есть в пабы. Он обвиняет их в злоупотреблении алкоголем и порче лисьих шкур, которые, по-видимому, использовались в пабах для защиты от холода. Далее идёт перечисление 32 вин и 30 сортов пива в порядке убывания качества. Кроме того, «Бахус» упоминает 92 паба из не менее чем 376 публичных заведений, существовавших в городе в то время. Настоящий автор произведения до сих пор неизвестен — возможно, это один из упомянутых в тексте скорняков.
Какие же вина можно было попробовать в Антверпене? Прежде всего следует упомянуть вина из долины Рейна в Германии — самые распространенные качественные вина в Исторических Нидерландах на тот момент. И это понятно, ведь Германия была довольно близко. Затем Бахус называет несколько средиземноморских вин: Malveseyen, Romenyen, Muscadellen. Это сладкие, похожие на ликёр вина с греческих островов. За ними идут французские вина из Гаскони, Эльзаса, Анжу, Пуату и Бургундии. Из всех этих областей, за исключением последней, вина нетрудно было доставить в портовый Антверпен по морю.
Интересен тот факт, что в конце списка есть несколько вин из провинции Брабант: из Лёвена, Арсхота и… Хугардена. Да, некоторые города Южного Брабанта, сегодня известные преимущественно из-за пива, когда-то славились своим вином. Тем не менее к началу XVI века виноделие в них начало угасать. Здесь делали в основном простые домашние вина, которые со временем начали терять популярность. Высокая стоимость, временное похолодание и военные действия впоследствии навсегда стерли эти вина с лица земли. Бахусу по вкусу пришлось лишь несколько сладких вин с холма Розелберг и «Герцогское вино» (Tsertogen wijn) из Лёвена. Впоследствии эти вина также навсегда канули в Лету.
С местным пивом дела обстояли намного лучше. В самом начале своего пивного списка Бахус упоминает несколько иностранных сортов: густое пиво Jopen из Данцига, восточное пиво из Гамбурга, английское пиво и тёмное пиво Mumme из Брауншвейга. За ними следует пиво из Хугардена и Лёвена, которые также фигурировали в списке вин. Сваренное в этих городах пиво (по-видимому, лучшее из того, что можно было найти на территории современной Бельгии) ценилось больше, чем их вино! Это были крепкие напитки, сравнимые с пивом из Зутлеува, кнолем и пивом двойной крепости из самого Антверпена. Также в списке присутствует Goutse cuyte — пиво в стиле куйт из Гауды, впоследствии потерявшее свою популярность в Южных Нидерландах. Кроме того, интересным представляется упоминание пива из французского города Руан.
Далее наш «Бахус» перечисляет сорта пива из деревень вокруг Антверпена: из Вилрейка, Дёрне, Берхема, Экерана, Мерксема… Скорее всего, так произошло потому, что в них пиво не облагалось такими высокими налогами, как в городе, и жители Антверпена любили ездить в близлежащие деревушки, чтобы выпить там дешёвого пива. В нижней части списка находится слабоалкогольное и «резкое» пиво для бедных. Бахус отгораживается от подобного низкосортного пива и не хочет иметь с ним ничего общего.
Кроме того, Бахус в своём произведении упоминает 92 паба. Пол Верхёйк и Корин Кислинг, в 1987 году досконально изучившие его и снабдившие примечаниями, предприняли смелую попытку найти все эти заведения, и это им частично удалось. Некоторые пабы не удалось найти даже в архивах, в то время как о других — например, Den Engel («Ангел») — было несколько упоминаний. Некоторые пабы находились в кварталах, которые были снесены ещё несколько веков назад в процессе реконструкции города.
Как бы то ни было, желающие выпить могли посетить в Антверпене такие заведения как Die Leeuwe in ‘t Appelstrate («Лев на Яблочной улице»), in ‘t Wielken («Колесо»), ‘t Geschildert Huys’ («Разрисованный дом») или ‘t Gulde Peert («Золотая лошадь»). Примечательно, что в документе отсутствует таверна под названием Gulden Boom («Золотое дерево»), куда, согласно знаменитой легенде XVI века, дьявол, называвший себя Мунен, привёл невинную девушку Марикен из Нимвегена, чтобы жить во грехе. Мораль этой истории заключается в том, что тот, кто ведёт разгульный образ жизни, может остаться бедным, никому не нужным и больным. Она не теряет своей актуальности и по сей день…
Прошло очень много времени, но кажется, что ничего не изменилось. На смену тавернам тех дней пришли современные кафе. В 1585 году, через пять лет после выхода в свет «Предписания Бахуса», Антверпен был завоёван испанцами, после чего население города уменьшилось вдвое. Впереди у него было несколько веков упадка. Но сегодня здесь процветает ночная жизнь, от модных мохито-баров до пабов для моряков. Кто знает, возможно, в поздние часы в них также можно встретить дьявола Мунена.