Пивовар Энди Спэрхоук на сайте Craft Beer рассуждает об истории и перспективах травяного пива. Pivo.by публикует перевод материала.
Трудно представить себе время, когда хмель (Humulus lupulus) не был основным компонентом пива. Начиная от контраста для солода и до привнесения удивительных вкусов, заканчивая его вкладом в увеличение срока годности — кажется, хмель был создан специально для пива.
Пивовары обнаружили хмель в средние века и быстро осознали его потенциал как лучшей добавкой в пиво. Но на протяжении веков хмель не был главным его компонентом, а в некоторых случаях никаких добавок к солоду вообще не предусматривалось. До того, как Райнхайтсгебот определил, что для приготовления пива необходимо использовать только хмель, воду, ячмень и дрожжи, в Средние века в пиво добавлялись травы. Хотя эти стили пива вышли из моды, крафтовые пивовары по всему миру исследуют их снова.
Я впервые попробовал грюйт-эль в начале моего знакомства с крафтовым пивом. Я помню, как официант указал на пробные бокалы и сказал: «Вот хефевайцен, вот янтарный эль, а вот наш грюйт-эль — он похож на воду из бульбулятора».
Это было не самое лучшее представление этого старинного стиля, что не помешало мне его попробовать. Несмотря на описание, я был заинтригован. Он имел лекарственный запах, был очень горьким, и, возможно, не столь привлекательным, но, безусловно, произвёл на меня впечатление.
Грюйт-эль — это, пиво, в которое добавляют травы, а не хмель. Название «грюйт», скорее, относится к конкретной смеси трав, а не к определённому стилю пива. Согласно книге Стивена Харрода Бунера «Священное и травяное целебное пиво», в традиционном грюйте использовались три вида трав: восковница обыкновенная (также известная как болотный мирт), тысячелистник (Achillea millefolium) и дикий розмарин, хотя многие считают, что восковница и розмарин взаимозаменяемы. Пивовары, вероятно, добавляли и другие травы по своему вкусу. Рэнди Мошер описал эти травы в своей книге «Радикальное пивоварение» как лекарственные, дубильные и не употребляемые в пищу.
Я никогда не пробовал болотный мирт или дикий розмарин, но тысячелистник можно найти по всему Северному полушарию, он растёт даже у меня во дворе. У него крошечные цветы, которые, если их намочить, пахнут как ромашка, и папоротниковидные листья, имеющие характерный для мелиссы аромат. Я приготовил слабоалкогольное пиво в бельгийском стиле с тысячелистником на свою свадьбу (эль из тысячелистника был традиционным свадебным пивом в ряде культур). Пиво было ярким и ароматным. Не все гости были в восторге, но не всем нравится и охмелённое пиво.
Несмотря на то, что грюйт был алкогольным, вполне вероятно, что воздействие смеси трав также способствовало её расслабляющему эффекту, что и привело к популярности этого напитка. Каждая из его основных трав считается гораздо более сильной, чем хмель, и даже психотропной.
Бунер отмечает, что в средневековой Европе, до начала использования хмеля, грюйт был очень популярен, но наркотические эффекты трав, использование которых тщательно регулировалось церковью и светскими властями, подписали напитку приговор. «Хмель, когда его начали использовать в качестве основного ингредиента в Германии и Англии, также встречал ожесточённое сопротивление, — пишет Бунер. — Война ингредиентов длилась в течение двух столетий, одновременно с протестантской реформацией».
Далее Бунер объясняет: «К протестантским проповедникам присоединились торговцы и конкурирующие королевские семьи, которые стремились сломить финансовую монополию церкви. Результатом стало окончание многотысячелетней традиции приготовления травяного пива в Европе и переход к производству хмелевого эля, который мы сегодня называем просто пивом».
Сегодня пиво, в котором вместо хмеля используются травы, заняло своё место в сердцах многих пивоваров. Организуются даже специальные мероприятия, например, Beers Made by Walking и Международный день грюйта (1 февраля), которые объединяют поклонников грюйта, травяного пива и других безхмелевых сортов из разных стран.
«Грюйты — часть нашего прошлого, и мне нравится, что они связывают нас с историей. Это как выпить с вашим далёким предком, — пишет Стив Бушен из Beau’s Brewing, один из основателей Дня грюйта. — Одна из задач крафтового движения состояла в том, чтобы возродить и переосмыслить забытые или утерянные стили, такие как гозе или гродзиске, но есть десятки, если не сотни древних сортов пива, где использовались травы и которые ждут, чтобы их заново открыли».
Дэйв Уоллнер из Willimantic Brewing Company в Коннектикуте готовит ко Дню грюйта пиво с названием Gruit Part Deux. «Мы варим это неохмелённое пиво с американски двухрядным, английским бледным, немецким ржаным и бельгийским аббатским сортами солода, которые предназначены для придания вкуса, напоминающего печенье, — рассказывает Уоллнер. — Мы также помещаем в варочный чан мешок с апельсиновой цедрой, иссопом, тысячелистником и шиповником, чтобы придать пиву их цвет и ароматы. Также мы добавляем дикий цветочный мёд, чтобы усилить вкус и сладость. В этом году мы не использовали полынь или лимонную кожуру, поскольку они придавали сильную горечь, которая была не такой приятной, как я думал».
Уоллнер считает, что грюйт позволяет его пивоварне удивлять клиентов новыми сортами и исследовать необычные ингредиенты. «Наша задача — готовить разные стили в течение всего года, а единственный наш постоянный сорт — Certified Gold Ale», — объясняет пивовар.
Ещё одна известная пивоварня, участвовавшая в Международном дне грюйта в этом году — Cambridge Brewing из Массачусетса. Их пивовар Уилл Майерс предлагает версию Heather Ale 2016 года, в которой использовался свежий вереск. Alma Brewing из Мичигана также представила различные сорта на основе грюйта, в том числе Love Potion («Любовное зелье»). По словам пивоваров, это пиво «наделяет энергией и счастьем, благодаря сочетанию девяти трав, ягод, корней и специй, которые также имеют свойства афродизиака».
Хотя многие любители пива могут быть против пива без хмеля, тем не менее, грюйт и подобные ему стили открывают нам окно в прошлое. При огромном разнообразии сортов мы часто думаем о пиве только как о напитке, содержащем хмель. Но мы можем расширить наше представление о том, каким может быть пиво и каким оно бывает на вкус. Ещё больше новых вкусов можно добиться благодаря производству дикого грюйта спонтанного брожения.