Гродненский пивзавод хорошо иллюстрирует трагическую судьбу белорусской местной промышленности: пока государство в рамках инвестиционных программ тратит огромные миллиарды непонятно на что, уникальное малое предприятие с полуторовековой историей пришло в упадок и пошло по рукам непонятных фирм-однодневок, которые занимались продажей металла. Об истории предприятия пишет сайт «Гродно 24».
На сегодняшний день в Беларуси действует семь крупных пивоваренных заводов, которые достаточно закрепились на рынке. Дела у них идут по-разному: некоторые еле сводят концы с концами, а кто-то придумывает новые сорта и «фишки», организует большие фестивали, белоруссизуется.
Первая так называемая «большая четвёрка» лидеров — это «Крыніца», «Лидское пиво» (компания объявила о переходе коммуникации на белорусский язык), «Аліварыя» (входящая в состав концерна Carlsberg), белорусское подразделение Heineken в Бобруйске. К лидерам рынка пытается подтянуться витебский завод «Двинский бровар». В семёрку входит также «Полоцкое пиво» и «Брестское пиво». Последний пивзавод — в предсмертном состоянии и ищет инвестора.
Гродно на этой пивной карте отсутствует, хотя в этом городе довольно богатая пивная традиция и история. Гродненский пивзавод разделил судьбу многих белорусских пивзаводов, которые в 2000–2010 годах исчезли с карты нашей страны.
История Гродненского пивзавода ведётся с 1868 года, когда австрийский купец Осип Кунц на месте бывшего дворца Сапег и Огинских решил основать пивоваренное производство и навязать конкуренцию другим пивзаводам, коих в конце XIX века в Гродно было около десятка. Активная деятельность завода Кунца началась в 1877 году, когда было завершено строительство солодовенной башни, и уже через десять лет здесь варилось 67,2 тысяч дал пива.
Гродненское пиво котировалось всегда. Во времена Речи Посполитой на западе Беларуси, так же, как Оршанское на востоке, гродненское пиво считалось лучшим, это был синоним качества.
Гродненский пивзавод много раз модернизировался, пережил две мировые войны, развал Советского Союза — все самые тяжелые времена. И тут волевым решением гродненских чиновников в 2007 году его взяли и закрыли. Трагические последствия для отрасли в Гродно очевидны: порядка 200 человек, которые династиями потомственных пивоваров работали на заводе, остались без работы.
Гродненский пивзавод морально и материально устарел — там до конца использовали оборудование межвоенного времени, которое, понятное дело, не могло выпускать конкурентоспособную продукцию. Тем не менее, когда в конце 1990-х годов самые большие белорусские пивзаводы, такие как «Аліварыя», «Лидское пиво» закрылись на реконструкцию, гродненский пивзавод стал одним из самых крупных производителей в стране. В то время действовали заградительные пошлины, российского и украинского пива было очень мало в Беларуси, поэтому на какое-то время большая часть рынка, почти вся западная Беларусь оказалась в руках гродненского пивзавода.
Завод производил пиво до 2004 года, это пиво пили, хотя, стоит признать, оно было достаточно некачественным. За всё время в завод не вкладывали никаких средств на модернизацию и внедрение прогрессивных технологий. И когда в строй вернулись «Аліварыя» и «Лидское пиво», гродненский пивзавод оказался в аутсайдерах и почти сразу погряз в долгах.
Но даже на тот момент у пивзавода была перспектива. Директор пивзавода в начале 2007 года, когда было принято решение о закрытии предприятия, говорил о том, что пивзавод практически рассчитался с долгами. Кроме этого, в Беларуси действовала инвестиционная программа. По информации источников, в тот момент российская «Балтика» хотела участвовать в реконструкции гродненского пивзавода. Но у «Балтики» возник конфликт интересов на самом высоком уровне. Было решено «не связываться с этими проходимцами», и «Балтика» так и не получила доступ к «телу» гродненского предприятия.
Но даже в этой ситуации пивзавод мог в принципе работать. Логично было бы продлить его жизнь хотя бы до той поры, пока не появится какой-то инвестор. Только одно дело — предлагать инвестору работающий завод с коллективом, который можно модернизировать, и совсем другое — предлагать кучу железа и кирпича. В мае 2007 пивзавод отгрузил последнюю партию продукции, и летом фактически был закрыт, хотя формально его ликвидация тянулась ещё какое-то время.
Завод был признан банкротом, а комплекс зданий в живописном месте на набережной Немана был выставлен на аукцион.
Пивзавод фактически был закрыт в год своего 140-летия. В этом году кунцевскому пивзаводу исполнилось бы 150 лет.
Пивзавод был продан только спустя пять лет после закрытия, в 2012 году, компании «Экопроминвест» из Минской области за 3,4 млрд рублей — на 70% дешевле первоначальной цены, по тогдашнему курсу около 400 тысяч долларов. Эта фирма очень много наобещала сделать в рамках госпрограммы развития пивоваренной отрасли Беларуси. Здесь планировалось открыть и трехзвёздочную гостиницу, и музей пива, и ресторан с небольшой пивоварней. Такой комплекс в историко-архитектурном центре города на набережной стал бы настоящей фишкой города и был бы привлекательным для туристов. Но ничего из этих планов не начали реализовывать даже на бумаге.
Уже тогда среди гродненцев пошли слухи, что эта фирма очень странная. В её описании одним из пунктов значится торговля чугуном и металлом. Появилась информация, что фирма собирает по городу специалистов, которые специализируются на монтаже металлоконструкций. С завода начали вывозить металл.
Для сравнения — ниже фото 2007 и 2015 годов. На первом фото: в подвале стояли бочки для сусла.
На фото 2015 года этих бочек уже нет. И не только их.
Они исторической ценности никакой не представляют, но факт тот, что металла оттуда вывезли прилично. И, судя по всему, планировалось вывезти всё. Если продать весь металл с пивзавода, получится гораздо больше чем 400 тысяч долларов.
Однако в какой-то момент ОБЭП заинтересовался этим делом и начал следить за фирмой. Она за это время «эволюционировала»: «Экопроминвест» в начале 2014-го превратилась в ООО «ПромИнвестТехнологии». Оно стало управляющей компанией по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция пивоваренного завода в Гродно». Но сделка была лишь формальностью — реальными хозяевами комплекса остались те же люди.
Директор «ПромИнвестТехнологии» Вера Быстримович вроде даже сначала взялась за дело: она на примере польской Познани хотела создать гродненскую «Броварию» — музей истории пива со множеством мелких производств и кафешек. На реализацию проекта нужно было около миллиона евро. Однако в итоге ничего не вышло и пивзавод перепродали ООО «ЖаВаС-Инвест».
В них вцепилась милиция, оказалось, что там все родственники, и всё передается из рук в руки. За всё это время не было сделано ничего, чтобы возродить памятник архитектуры, владелец лишь демонтировал часть оборудования, продал его или сдал в металлолом.
На данный момент по решению суда пивзавод у фирмы забран и снова будет выставлен на продажу. Что будет дальше — не ясно.
Само здание пивзавода датируется началом XVII века, когда тут находился дворец Огинских, т.е. это памятник архитектуры. Понятно, что и большого промышленного предприятия там никогда уже не будет. По большому счёту, этот объект сегодня нельзя рассматривать сквозь призму промышленного производства пива, а только как релаксационный комплекс с производством пива в каких-то скромных масштабах, которое бы говорило, мол, мы наследники традиции гродненского пивоварения.
Гродненский пивзавод хорошо иллюстрирует трагическую судьбу всей нашей местной промышленности. Гродненский кожзавод точно также убили, массово поумирали льнозаводы, небольшие фабрики, например, валенок — в Новогрудке. Погибли эти предприятия в силу того, что не получили должного внимания и поддержки государства, и что они не выдержали конкуренции с более крупными игроками. В это же время в рамках инвестиционных программ огромные миллиарды идут непонятно на что: «модернизацию» деревообработки, поддержку торфзаводов, сельское хозяйство.
Больше 10 лет, с начала 2000-х до 2015–2016, государство проводит линию поддержки больших предприятий, все же остальные, в условиях, когда производственные гиганты кормятся от государства и уничтожают всех направо и налево, фактически вымерли за эти годы. Правда, пивовары, которые держатся сегодня на плаву, смогли привлечь к себе инвесторов, благодаря чему и выжили.
Теперь, когда мы сделали такой большой круг размером в 20 лет, снова вернулись к тому же самому — крафтовому пиву, малым производствам. Экспертами признаётся, что главным трендом 2016 года можно назвать переориентацию производителей и заведений на крафтовое пиво. Небольшие пивоварни стали двигателем пивной индустрии Беларуси, пускай их объёмы производства пока составляют и мизерную часть от всего рынка. Грубо говоря, гродненскому пивзаводу нужно было продержаться какие-то 7–8 лет, и сегодня, глядишь, могло бы получится что-то интересное. Тем более, что Гродно с недавнего времени стал безвизовым для посещения иностранцами, и городу очень не хватает туристических фишек.
Малое производство хоть и дороже, но какую-то часть рынка оно будет иметь. Возьмём ту же Польшу: приходишь в магазин — и там десятки сортов крафтового пива, его даже больше, чем обычного.
Пиво — это большая и прибыльная часть рынка. В случае с гродненским пивзаводом — это ещё и история, традиция. Сегодня же завод стоит на живописном берегу Нёмана в самом центре Гродно, никем не охраняется и постепенно разваливается.