Любители пива несдержаны в эмоциях, особенно в интернете. Может ли разум всё-таки взять верх — рассуждает Кейт Бернот из журнала Draft. Pivo.by публикует перевод материала.
Когда в прошлом году наш журнал опубликовал список из 25 лучших сортов года, один из комментаторов на Facebook, возмущённый тем, что его любимые сорта не были упомянуты, назвал наших редакторов «кучкой идиотов». Я постоянно сталкиваюсь с переходом на личности, читая комментарии к нашим текстам. Но почему? Разве пиво не располагает к более спокойному отношению? Легко обвинить интернет в создании анонимного пространства, где любители пива трясут кулаками и разбрасываются оскорблениями. Но на деле всё сложнее. Поскольку мир крафтового пива каждый день привлекает новых поклонников, пора найти причины коллективного негодования.
Будет полезно вернуться немного назад и узнать, с чего всё начиналось. В 2000 году был создан веб-сайт RateBeer — в первую очередь рейтинг сортов, но также форум для их обсуждения. Шестнадцать лет назад, когда меньше людей интересовались крафтовым пивом и даже объединением в интернет-сообщества, пользователи RateBeer были в основном преданными поклонниками пива, часто знакомыми друг с другом. Джо Такер, который начал работать с RateBeer в 2001 году и владеет частью проекта, также отмечает, что большинство первых пользователей сайта были датчанами и британцами, а «эти культуры, как правило, намного более замкнуты». Сегодня RateBeer имеет приблизительно 10 000 000 просмотров в месяц.
Тодд Алстрем и его брат Джейсон основали сайт Brewguide в 1996 году. С 2000 года он известен как BeerAdvocate и является ещё одним популярным рейтинговым сайтом с форумом, на котором сегодня зарегистрировано 564 000 пользователей. Алстрем и другие модераторы внимательно следят за пользователями и часто сталкиваются с жалобами на неправомерное поведение. Тем не менее, скандалы всё ещё случаются. На недавней ветке форума об инфекциях в некоторых вариантах Bourbon County Stout от Goose Island 2015 года, один из давних пользователей BeerAdvocate написал: «Если в Goose Island так относятся к своим старым и преданным поклонникам, их стоит пристрелить». На что другой пользователь ответил: «Мне по душе видеть спокойные, взвешенные ответы, основанные на чётких доказательствах».
Стычки не ограничиваются только сайтами RateBeer и BeerAdvocate. Даже более мелкие местные сайты, такие как форум STL Hops, увеличили число пользователей с 30–40 пользователей в 2009, из которых почти все знали друг друга в реальной жизни, до 2 000 участников, которые, вероятно, даже не знают настоящих имён друг друга. Такое увеличение приводит к столкновению мнений.
В большой толпе люди вынуждены кричать громче, чтобы их услышали. «Когда в группе появляется много новых людей, это провоцирует больше конфликтов, — говорит Джон Сулер, профессор психологии Университета Райдера и автор книги „Психология цифровой эры“. — Когда люди говорят о чём-то, что неотъемлемо от их идентичности, как религия либо политика, или, в данном случае, пиво, они могут стать предвзятыми и не желать слышать другие мнения».
Неужели, в 2017 году мы пришли к тому, что говорить о пиве, наряду с религией и политикой, стало плохим тоном? Уилл Гордон, бостонский автор, пишущий о пиве и кулинарии, который занимается обзорами пива для сайта Drunkspin, считает пиво настолько основополагающим фактором для образа жизни некоторых людей, что противоположные взгляды на него становятся для них неприемлемыми.
«Есть какой-то процент поклонников крафтового пива, которые ведут абсурдный образ жизни, который они хотят сделать общепринятым, — говорит он. — Когда вы трясётесь по грунтовой дороге в Вермонте в 7 часов утра, чтобы получить бутылку Hill Farmstead, эти люди слышат голос своей жены, говорящий, что вместо этого они должны отправиться на школьный футбольный матч своего сына».
Некоторые видят раскол между старой гвардией крафта и его новыми поклонниками.
«Поскольку крафтовое пиво становится более популярным, люди, которые в течение многих лет были преданы пиву, хотят выделиться, — говорит Джереми Дэннер, пивовар Boulevard Brewing Co. в Канзас-Сити, штат Миссури. — Поскольку в пивном мире сейчас так много „обычных людей“, те, для кого пиво является ценностью, видят, что очереди за пивом длиннее, пивные бары переполнены, а определённое пиво всё сложнее купить…»
Привлечение большего количества людей создаёт конкуренцию. Недостаток пива — это, конечно, ещё одна причина помахать руками и поскрежетать зубами в интернете.
«Я вижу на Facebook, как люди приходят в ярость, когда не могут получить желаемое пиво, если было выпущено всего 150 бутылок. Они не могут понять, почему лучшая пивоварня в мире не превращается в гигантский завод, чтобы поставлять пиво по всему миру», — говорит Такер.
Но не приведи бог, чтобы та же небольшая пивоварня была куплена крупной корпорацией, такой как AB InBev, и нарастила производство. Интернет-общественность снова хватит удар, по той причине, что крафтовое пиво будет испоганено, попадёт на массовый рынок и начнёт продаваться на автозаправках.
Предложение («Оставайтесь независимыми!») и спрос («Но я хочу обязательно получить ваше пиво!») вступают в противоречие. Это вызвано тем, что есть люди, которым кажется, что они заслуживают того, чтобы владеть каждым выдающимся пивом, говорит Майк Суини, создатель и редактор STL Hops, сотрудник Lohr Distributing, принадлежащего AB InBev, и оптовый распространитель крафтового пива. «Я не знаю, это конфликт поколений, или просто конфликт нового и старого пива, — говорит Суини. — Я не одержим тем, чтобы получить какое-либо пиво. Пиво должно объединять».
Но многие считают, что излишне эмоциональные отзывы о пиве вызваны страстью. И если потребители пива действительно страстно переживают, отзывы иногда могут быть отрицательными.
«У меня особенное отношение к крафтовому пиву, — говорит Билл Де Баун, один из редакторов DCBeer.com, а также автор аккаунта dcbeerbill в твиттере. — Я не твичу так о кетчупе, как о крафтовом пиве. Моя работа связана с моим кругом общения. Люди понимают, что кетчуп — это бизнес, но не хотят признавать, что пиво — тоже бизнес. И я тоже виноват в этом».
Дэннер, который проводит большую часть времени, отвечая на комментарии в аккаунтах Boulevard Brewing, говорит, что когда вспыхивают споры и дискуссии становятся жаркими, он должен помнить, что это, как правило, результат бескомпромиссного противостояния сообществ поклонников. На форумах модераторы могут отправлять разгорячённого пользователя во временный «тайм-аут», запрещая ему комментировать.
Если модератора нет, гнев и даже угрозы могут пройти незамеченными. Автор Drunkspin Гордон говорит, что враждебность достигает предела, когда речь заходит о Yuengling или Harpoon.
«Эти классические региональные бренды, люди сходят с ума при их упоминании. Это трогательно: чтобы они пришли в бешенство, достаточно около двух твитов, — говорит он. — Сразу же кто-то угрожает изнасиловать мою кошку».
Нападки достигли наивысшей точки, когда Гордон написал о сексизме в пивной индустрии (ссылаясь на оскорбительную этикетку и на мероприятие, посвящённое пивной неделе 2015 года, проведённое в стрип-клубе) для журнала Slate Magazine, вызвав негативную реакцию. Один из 500 комментариев к его статье гласит: «Надеюсь, эта статья помогла вам с кем-нибудь переспать — если нет, возможно, вам следует больше пить». Гордон мог бы не читать комментарии, но игнорировать атаки в социальных сетях, направленные прямо против него, было сложно.
«Это были худшие 36 часов моей жизни, — говорит Гордон. — Когда статья вышла, я ехал в поезде, и провёл поездку, баня десятки, а возможно, и сотни людей в твиттере».
По словам профессора Сулера, в спорах группа проходит проверку на жизнеспособность.
«Нужна критическая масса здравомыслящих людей, которые не хотят воевать, — говорит он. — Также полезно, чтобы вся группа помнила о главной цели, в данном случае — об улучшении пива».
Перспектива, умеренность, взаимное уважение. Эти принципы являются залогом любого хорошо функционирующего сообщества. Это то, о чём я помню, когда читаю дискуссии на Facebook, и это помогает мне самому не ввязываться в споры. Деннер предложил ещё одну точку зрения. Когда у него выдаётся особенно тяжёлый день в соцсетях, он вспоминает: «Нам повезло, что люди тратят время, чтобы оставить свой отзыв, и повезло, что мы не занимаемся социальными медиа авиакомпании».