X

Мнение: белорусские пивоваренные заводы выбрали уловки вместо инноваций

20.10.2020 10:57

Пивной эксперт Alex Leit в своём блоге объясняет, почему популярная практика крупных пивоваренных заводов сокращать объём банок и бутылок может окончательно оттолкнуть потребителей от белорусского пива. Pivo.by перепечатывает материал с разрешения автора.

«Лидское пиво» обзавелось собственной линией розлива в банку, а на примере своей «пшенички» решило покаламбурить с перевёрнутой этикеткой — штука для нашего рынка новая, но есть небольшой осадочек (как и в пшеничном пиве): ещё в июле-месяце я писал про албанское пиво (что характерно — тоже пшеничное), где это решение уже использовалось. Не буду обвинять в заимствовании идей (не думаю, что албанцы первые до этого додумались), но что-то тут подозрительно ;)

Что по-настоящему возмущает — так это объём банки в 0,45 л. Сначала «Крыніца» тихой сапой перешла на этот объём (поэтому почти всё разлитое в банки белорусское пиво сейчас 0,45 л), а тут Лида так и сразу с него и стартовала, хотя вот «Коронеты» льют в однопинтовую банку (но вроде только в Литве).

Самое интересное, что в данной ситуации белорусские пивзаводы выступают в роли ССЗБ — самих себе злобных буратин, потому как дешманское немецкое, чешское и польское пиво (не говоря уже про совсем дешёвое украинское) стоит почти столько же, что и местное, так теперь ещё и получило заметное конкурентное преимущество — таки полновесных пол-литра вместо издевательских 0,45, что, вкупе с весьма распространённым заблуждением «всё импортное — лучше и качественнее!», и предопределяет незавидные продажи белорусского баночного пива хотя казалось бы — банка удобный и лёгкий формат, из-за чего я сам регулярно подкладывал в свою потребительскую корзину по парочке банок.

Что тут скажешь — молодцы! Из-за врождённого тупого стремления маркетологов и продажников к «оптимизации» и всяческим попыткам обмануть покупателя (что выдаётся за тайное мракетологическое знание и в учебниках уже пишется) за счёт уменьшения объёма на 50 миллилитров (а это ж «ого-го какие цифры» для заводов, оперирующих 20-, 40- и 50-тонными танками; их явно в презентациях для руководства и акционеров показывают), мол, зато мы так цену почти не повышаем и вообще о здоровье потребителя заботимся — так он будет выпивать алкоголя меньше (это не уникальная ситуация, например, в Англии так крепость пива, которое и так заметно легче, чем в других странах, снижают, выдавая за заботу о здоровье населения, по факту же это попытка продать побольше воды под видом пива).

При этом полностью игнорируется тот факт, что белорусский пивной рынок очень серьёзно болеет, и причина здесь на поверхности: у нас около 80% пива по объёму продаётся в ПЭТ-е (в основном 1,45, 1,5 и 2-литровиках). Один из самых популярных и продаваемых брендов — СТМ «Хмельнов» (это само по себе показывает, что эту войну белорусские пивзаводы бездарно проиграли торговым сетям). Хотя, точнее, самое продаваемое белорусское пиво можно назвать «сиська на скидке», т.е. массовый потребитель тупо берёт то, что сейчас на скидках подешевле. Из-за этого о какой-либо пивной культуре или культуре потребления пива и говорить не приходится.

Причин такого положения дел множество: здесь и низкий уровень доходов населения (а тут перспективы пока аховые), само наличие такого продукта, да и небольшая разница в цене (в пересчёте на алкоголь) между «чернилами», водкой и пивом, и др.

Самое главное — пивзаводы плывут по течению и даже не пытаются что-то изменить, мол, зачем тратить усилия, если можно приспособиться и просто копировать решения друг друга? Стратегия, инновации и прочее существуют только в формате презентаций, всё остальное — просто тактические уловки ради сиюминутной выгоды, приблизительного такого же уровня, что и у власть предержащих, хотя вроде почти все заводы негосударственные. Да, вопрос непростой (я, кстати, против тупого запрета ПЭТ — надо работать тоньше и не заставлять, а предоставлять достойную альтернативу), требующий усилий как интеллектуальных, так и финансовых, но ситуацию нужно менять.

Но нет, лучше мы будем изобретать новые объёмы (0,4, 0,44, 0,45, 0,47 и т.д.) и менять этикетку — это проще и менее энергозатратно. Эти же люди продвигают в хореку унылые донельзя лагерки вместо того, чтобы ставить туда свои топовые продукты (или «суперпремиальные» на мракетологическом языке), а потом жаловаться, что «не берут». Ну, так не купит никто в сельпо в Шышчыцах премиальный пислнер (портер, пшеничку), потому что дорого в пересчёте на объём! Другое дело — бары, но здесь же думать надо, стараться, объёмы просчитывать.

В общем, немного накипело, написал — чуть отпустило, тем более, что есть альтернатива (хоть и дорогая) — спасибо маленьким пивоварням, что не останавливаются в развитии и варят новое и оригинальное, а вот к ряду баров, что продают их пиво, тоже есть вопросы по объёмам и ценам.

Берегите мысли свои и друзей, ибо плоды разрухи в головах принимающих решения мы сейчас и пожинаем.